Женщины-астрономы посчитали себя жертвами сексизма

Американские исследователи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне выяснили, что женщины-астрономы чаще сталкиваются со словесными и физическими домогательствами на рабочем месте, чем мужчины. В особенно уязвимом положении оказались  женщины неевропейской внешности — они больше остальных опасаются за свою безопасность. Статья опубликована Journal of Geophysical Research.

Некоторые исследования показывают, что женщины, занятые в точных науках, нередко становятся жертвами предвзятого отношения. Это касается как карьерных возможностей, так и ожиданий относительно поведения. Гендерный разрыв между специалистами в области химии, физики, инженерии до сих пор остается велик, а господствующие в обществе стереотипы не делают эти отрасли привлекательнее для женщин. В связи с этим, социологи активно исследуют отношение к женщинам, чтобы сделать социальную политику по устранению неравенства более эффективной.

Авторы новой работы провели опрос среди 474 астрономов и планетологов, 286 из которых были женщинами. Социологи набирали респондентов через объявление в блоге Women in Astronomy Blog, а также на 225 встрече Американского астрономического общества. В число участников исследования вошли не только профессора, но и студенты, аспиранты и сотрудники лабораторий. Анкета состояла из 39 вопросов, которые можно было поделить на следующие категории: расистские комментарии, сексистские комментарии, гомофобные и трансфобные комментарии, замечания об умственных и физических способностях, замечания о недостаточной мужественности/женственности, комментарии о религии.

Исследователи решили выяснить, как часто женщины и мужчины сталкиваются с негативным поведением в свой адрес. Согласно ответам респондентов, 69 процентов мужчин хотя бы раз за время работы или учебы слышали сексистские высказывания в свой адрес, в то время как для женщин эта цифра составляет 79 процентов. Также женщины чаще встречают комментарии относительно своей этнической принадлежности и умственных и физических способностях. Примерно 72 процента мужчин ни разу за свою карьеру не получали замечаний о недостаточной мужественности, при том, что половина опрошенных женщин хотя бы раз слышала подобные ремарки.

Особенно исследователи выделяют результаты, касающиеся женщин с разным цветом кожи. По данным ученых, 28 процентов женщин неевропейской внешности говорят о том, что они чувствуют себя небезопасно на рабочем месте из-за своей этнической принадлежности. 18 процентов из них пропускали профессиональные мероприятия из-за враждебного климата — о подобном сообщили и 12 процентов белых женщин. Авторы работы отмечают, что это «заметная потеря карьерных возможностей».

Тем не менее, нельзя не отметить, что число опрошенных крайне мало для того, чтобы делать глобальные выводы о ситуации в общемировом астрономическом сообществе. Более того, соотношение респондентов (как по гендерному признаку, так и по цвету кожи) неравномерно, а выборка, как замечают сами социологи, не была случайной, что крайне важно для подобных исследований. При увеличении числа опрошенных, результаты могут поменяться как в позитивную, так и в негативную сторону.

Ученые часто изучают положение женщин в учебных заведениях и на рабочих местах. Так, британские социологи установили, что женщины считают некомпетентными своих сексуально одевающихся коллег. Интересные проект также представили американские математики — они планировали проверить, есть ли связь между гендерным составом редакций математических журналов и цитируемостью этих журналов.

Виртуальная реальность облегчила взятие крови из вены у детей