Гендерные стереотипы, согласно которым мужчины обладают более выдающимися способностями, чем женщины, начинают влиять на детей с шести лет, сообщают американские социологи в статье, опубликованной в журнале Science. С этого возраста девочки постепенно начинают избегать занятий для «очень умных детей» и реже, чем мальчики, думают, что среди представителей их пола есть люди с незаурядным интеллектом. По мнению ученых, в будущем это может определять выбор профессии и интересы.
Как показывают исследования, гендерные стереотипы во многом влияют на представления молодых людей о том, какую специальность им выбрать и как должна развиваться их карьера. Например, устоявшееся мнение о том, что мужчины лучше справляются с математическими задачами, чем женщины, в конечном итоге предопределяет низкий интерес женщин к этой области и может сказываться на их успехах. Однако стереотипы касаются не только конкретных способностей представителей того или иного пола, но и их интеллекта в принципе. Так, существует мнение, что гениальность и одаренность чаще присуща мужчинам, что, по мнению ученых, может частично объяснять гендерный разрыв в некоторых профессиях. В то же время социологам очень мало известно о том, в каком возрасте формируются подобные стереотипы и когда они начинают влиять на людей.
Чтобы выяснить это, авторы работы провели серию экспериментов, в которых приняли участие 400 американских детей в возрасте от 5 до 7 лет. В ходе нескольких исследований ученые наблюдали, как развивается у девочек и мальчиков стереотип о том, что мужчины обладают более выдающимися способностями, чем женщины.
Сначала социологи предложили участникам исследования три задания. В первом задании детям рассказали историю об «очень, очень умном» человеке и предложили решить, о ком идет речь — о мужчине или о женщине; во втором задании испытуемые смотрели на пары людей и решали, кто из них умнее; в третьем задании им надо было угадать, какие предметы и качества больше всего подходят мужчинам и женщинам на картинке.
Выяснилось, что пятилетние девочки считают более одаренными представителей своего пола, в то время как девочки шести и семи лет чаще приписывают подобные качества мужчинам. Мальчики при этом вне зависимости от своего возраста считали мужчин умнее. Авторы работы предположили, что это может быть связано с началом школьного обучения, которое в Америке приходится как раз на шесть лет. Однако последующий эксперимент, в котором детям предлагалось решить, у кого из людей на картинке выше оценки, не подтвердил эту гипотезу. Более того, девочки чаще, чем мальчики, считали, что представительницы их пола лучше учатся в школе.
Чтобы понять, как влияет усвоенный стереотип на детей, исследователи спрашивали, насколько им интересны две игры. Одна была для «очень, очень умных детей», а другая — для «очень, очень усердных детей». Анализ результатов показал, что первая игра привлекает шестилетних и семилетних девочек меньше, чем мальчиков того же возраста, в то время как между пятилетними детьми такого отличия не наблюдалось.
Таким образом, авторы работы делают вывод, что люди начинают усваивать гендерные стереотипы в возрасте шести лет. В дальнейшем это может стать одним из факторов, которые влияют на выбор занятий и область интересов будущего взрослого. В дальнейшем исследователи планируют изучить, насколько это суждение справедливо для детей из других стран, культур и различных социальных слоев.
На сегодняшний день связь между полом и средним уровнем интеллекта достоверно не доказана. Более того, большая команда нейрофизиологов из Израиля, Германии, Швейцарии и США на основании анализа данных структурной магнитно-резонансной томографии мозга 1400 мужчин и женщин пришла к выводу, что не существует сугубо специфических особенностей центральной нервной системы, присущих тому или иному полу. Ученые говорят о том, что мозг каждого индивида представляет собой «мозаику» из черт, как более характерных для женщин, так и для мужчин, или равным образом встречающихся у обоих полов.
Кристина Уласович
Определение субъективной ценности продукта питания происходит с участием орбитофронтальной коры, причем суждение о ценности выносится на основании оценки отдельных его свойств. Это подтвердила американо-японская команда ученых, которая также установила, что на субъективную ценность еды влияет содержание в ней макронутриентов и витаминов. Результаты опубликованы в журнале Nature Neuroscience.