Гравитационная линза помогла увидеть очень далекую галактику

Астрономы при помощи космических телескопов «Хаббл» и «Спитцер» смогли получить изображение галактики, существовавшей во времена, когда возраст Вселенной составлял около 500 миллионов лет. Это является рекордным результатом для метода гравитационного линзирования, который использовался в наблюдениях. Итоги работы были представлены вчера на 231-й встрече Американского астрономического общества, с ними можно ознакомиться в пресс-релизе на сайте телескопа «Хаббл».

Метод гравитационного линзирования основан на предсказаниях Общей теории относительности. Он заключается в том, что гравитация массивных объектов может изменять направление распространения света. Если такой массивный объект находится на линии, соединяющей источник излучения и наблюдателя, то последний может увидеть изображения источника, лежащего за линзой, при этом количество и форма изображений зависят от взаимного расположения источника излучения, линзы и наблюдателя.

Новооткрытая галактика получила обозначение SPT0615-JD, свет от нее шел до Земли 13,3 миллиарда лет. Она была найдена при анализе данных обзоров RELICS (Reionization Lensing Cluster Survey) и S-RELICS, проводившихся космическими телескопами «Хаббл» и «Спитцер», в ходе которых в инфракрасном диапазоне изучалось 41 массивное скопление галактик. Одним из таких скоплений оказалось SPT-CL J0615-5746, которое сработало как гравитационная линза для галактики, лежащей за ней, вытянув в небольшую дугу и усилив яркость ее изображения. Предварительный анализ данных показал, что масса SPT0615-JD составляет не более трех миллиардов масс Солнца (это примерно 1/100 массы Млечного Пути), а размер — около 2500 световых лет в поперечнике. Она может являться представителем молодых галактик, возникших в начале эпохи реионизации.

Исследователи отмечают, что открытие было совершено на пределе возможностей телескопа «Хаббл». Новая галактика станет прекрасным объектом для будущего космического телескопа Джеймса Уэбба, запуск которого запланирован на 2019 год. Он даст астрономам возможность подробно изучить механизмы образования звезд в ранней Вселенной.

Ранее мы рассказывали, как гравитационная линза помогла обнаружить самую тусклую галактику эпохи молодой Вселенной, рекордно далекую сверхновую типа Ia и рукава у самой древней спиральной галактики. О других типах космических линз читайте в нашем материале.

Астрономы нашли кандидата в дважды детонирующую сверхновую типа Ia