Инженеры из Корейского института передовых технологий (KAIST) и робототехнической компании Rainbow разработали ездового гуманоидного робота FX-2. Демонстрационное видео опубликовано на YouTube.
Как правило, когда речь заходит о пилотируемых гуманоидных роботах, подразумеваются, что пилот будет находиться в кабине на достаточно большой высоте. С одной стороны, кабина обеспечивает защиту пилота в случае падения робота, но с другой стороны, ее габариты вынуждают разработчиков делать остальные части робота пропорционального размера и в результате практически все существующие на сегодняшний день пилотируемые человекоподобные роботы достигают высоты в несколько метров — например, Kuratas и Megabot Mk.III, дуэль которых прошла этой осенью, были в высоту 4 и 4,9 метра соответственно.
Корейские инженеры пошли по другому пути и в своей разработке отказались от закрытой кабины. Вместо этого ездовой гуманоидный робот FX-2 оснащен креслом для пилота, которое не защищено каркасом безопасности — по-видимому, разработчики решили, что из-за небольшой высоты (кресло расположено ниже двух метров над землей), будет достаточно шлема.
Робот уже демонстрировался публично в рамках эстафеты олимпийского огня, однако никаких подробностей о разработке FX-2 до сих пор неизвестно. Судя по опубликованному видеоролику, робот уже умеет стоять и ходить, удерживая равновесие с пилотом в кресле. Пилот с помощью двух рукояток управляет как перемещением робота, так и манипуляторами, вплоть до движения отдельных пальцев роборук.
Существуют и другие проекты пилотируемых человекоподобных роботов. Например, компания Korea Future Technology в прошлом году построила четырехметрового робота Method.
Он плавает со скоростью 2 метра в секунду, а скорость на суше составляет 0,5 метра в секунду
Инженеры разработали беспилотник-амфибию, который может летать, плавать по поверхности воды и ездить по земле. Дрон построен по трикоптерной схеме с тремя соосными парами пропеллеров. Для движения по земле используются три всенаправленных колеса, а для плавания — два водяных винта. Чтобы дрон не утонул, на раме закреплена пенопластовая пластина. Амфибию можно использовать, например, для отбора проб и образцов в разных средах. Доклад, описывающий конструкцию, был представлен в рамках конференции International Conference on Unmanned Aircraft Systems 2023. Вместо нескольких разных роботов для выполнения задач в разных средах иногда проще использовать один универсальный аппарат. Например, для обследования состояния надводных и подводных частей мостов инженеры создали октокоптер, который может летать и плавать, используя для этого одни и те же винты. Также существуют проекты, в которых дроны получают возможность передвигаться по земле с помощью колес или ног. Благодаря этому удается значительно сократить расход энергии, которая очень быстро расходуется во время полета. Инженеры под руководством Димитриса Чайкалиса (Dimitris Chaikalis) из Университета Нью-Йорка совместили в одном дроне возможности передвижения в воздухе, по воде и по земле. Разработанный ими дрон построен по схеме трикоптера. На концах каждого из трех плечей находятся по два соосных трехлопастных пропеллера. Помимо шести воздушных винтов дрон оснащен также двумя водяными. Движение по земле во всех направлениях обеспечивается за счет трех всенаправленных колес. Так как устройство не предназначено для погружения на глубину, для сохранения положительной плавучести в центральной его части расположена пластина из пенопласта. При этом часть рамы дрона с колесами и водяными винтами находится под поплавком и остается погруженной в воду. Для защиты электронных компонентов от воды они помещены в пластиковый герметичный корпус. Управление одиннадцатью актуаторами дрона происходит с помощью двух отдельных полетных контроллеров PixHawk, один из которых отвечает за полет, а второй за езду и плавание. В роли бортового компьютера высокого уровня, отвечающего за навигацию и планирование маршрута, выступает Intel NUC. Заряда аккумулятора емкостью 12 ампер-час хватает на 18 минут полета, максимальная масса которого не превышает десяти килограмм. В испытаниях дрон взлетал с поверхности воды, после нескольких минут полета приземлялся и продолжал движение на колесах. Скорость передвижения по суше составила 0,5 метра в секунду, а по воде — около 2 метров в секунду. Разработчики отмечают и минусы конструкции: пенопласт впитывает воду, его масса увеличивается на 20 процентов в течение 30 минут, проведенных в воде. При этом обратный процесс происходит медленнее — на воздухе потеря 20 процентов дополнительного веса происходит за 100 минут. Этот эффект в будущем будет учтен в системе управления дроном. Другой способ справиться с впитыванием влаги — водоотталкивающее покрытие, однако оно также увеличивает общий вес конструкции. У этого беспилотника, как и у большинства других гибридных дронов, части конструкции, которые используются для передвижения по земле, никак не используются в остальных режимах. Ранее мы писали про дрон-трансформер Morphobot M4, разработчики которого пошли другим путем. Беспилотник может ездить по поверхности как четырехколесный ровер, а в нужный момент трансформируется в полноценный квадрокоптер. При этом обода его колес превращаются в защитные бампера воздушных винтов, расположенных на колесных осях.