3D-дизайнер Виталий Булгаров опубликовал материалы, в которых рассказывается о пилотируемом человекоподобном роботе, проектируемом южнокорейской компанией Korea Future Technology. Изображение и видеозаписи опубликованы на личной странице дизайнера в Facebook, кратко о проекте рассказывает специализирующийся на компьютерных играх блог Kotaku.
Пилотируемые человекоподобные роботы (также боевые человекоподобные роботы, БЧР) — популярное оружие в научно-фантастических фильмах, играх и аниме (с кратким обзором известных фантастических БЧР можно ознакомиться в материале N+1 «Железная поступь прогресса»). Несмотря на популярность темы, в реальной жизни такие устройства существуют, как правило, в единичных экземплярах, выполняя роль реквизита на различных шоу и выставках — дело в том, что для решения реальных задач БЧР слишком дорогие и громоздкие, а также требуют мощного источника питания.
По информации Kotaku, компания-разработчик создает пилотируемого робота METHOD-1 не как выставочный образец, а как реально действующее устройство. При этом Korea Future Technology не строит робота для каких-то конкретных задач — вместо этого разработчики намерены сначала завершить постройку БЧР, а потом уже решить, для чего он может быть использован в реальной жизни. Виталий Булгаров, в свою очередь, говорит, что робот может использоваться для решения конкретных задач, однако не уточняет, для чего именно.
На опубликованных видеороликах робот шагает вперед и назад, а также двигает руками под управлением оператора в кабине. На некоторых кадрах видно, что люди находятся в непосредственной близости от движущегося БЧР, однако никто из присутствующих, включая пилота, не носит защитную экипировку или каску. По словам Виталия Булгарова, четырехметровый робот весит полторы тонны.
Некоторые интернет-пользователи отметили, что опубликованные видеозаписи напоминают 3D-рендер, а не реальное изображение. Кроме того, о компании Korea Future Technology не удается найти практически никакой информации, кроме размещенной дизайнером ссылки на аккаунт в инстаграм, который, судя по фотографиям еды, не является официальным представительством KFT в этой соцсети. Таким образом, до конца не ясно, на какой стадии находится постройка пилотируемого шагающего робота METHOD-1 — возможно, опубликованные материалы действительно 3D-рендеры и призваны лишь продемонстрировать внешний вид и задуманную функциональность будущего устройства.
Несмотря на то, что в реальном мире для БЧР пока нет подходящих задач, некоторые энтузиасты намерены использовать пилотируемых роботов «по прямому» назначению — для сражений. В прошлом году стало известно, что в ближайшем будущем состоится первая в истории человечества дуэль БЧР — создатели американского MegaBot Mk.II вызвали на дуэль японскую компанию Suidobashi Heavy Industry. Спустя несколько дней японцы приняли вызов, но отметили, что обязательной частью дуэли должны быть рукопашная схватка. После появления условия о рукопашной схватке MegaBots привлекла при помощи краудфандинга 550 тысяч долларов на доработку своего робота, а также начала снимать сериал о процессе постройки нового прототипа.
Он оказался точнее и эффективнее предыдущих версий
Американские ученые разработали тонкопленочный охладитель, с помощью которого люди с протезами руки могут чувствовать температуру предметов. С помощью полупроводников и сверхрешеток он охлаждается в участках культи, которые воспринимают механические и термические ощущения, что вызывает соответствующие ощущения в фантомной руке. По сравнению с предыдущими термоэлектрическими устройствами эта разработка меньше весит и точнее передает информацию о температуре. Разработка описана в статье журнала Nature Biomedical Engineering. Ученые и биоинженеры разрабатывают все больше интерфейсов, которые позволяют с помощью стимуляции нервов в культе передавать ощущения при использовании протезов, включая давление, вибрацию и боль. Однако пока нет заметных успехов в разработке устройств для ощущения температуры в протезе — все существующие разработки неудобны для повседневного использования из-за большого веса и неэффективного энергопотребления. Генерация реалистичных и информативных тепловых сигналов в протезах позволила бы получать мультимодальную сенсорную информации об окружающей среде в режиме реального времени. Например, определять, температуру напитка, реагировать на горячие предметы или ощущать тепло личного прикосновения. Люк Осборн (Luke Osborn) с коллегами из Университета Джонса Хопкинса выдвинули гипотезу, что технологию тонкопленочного термоэлектрического охлаждения (TFTEC) можно использовать для передачи сигнала с протеза на конкретные рецепторные участки на культе, чтобы создавать полноценное ощущение температуры в фантомной руке. Для этого они разработали неинвазивный термоневральный интерфейс — между термическими стимулами и кожными рецепторами — с использованием устройства TFTEC. В этом устройстве использовались монокристаллические материалы и иерархические сверхрешетки, что придает ему высокую рабочую мощность, плотность охлаждения и, как следствие, быструю и энергоэффективную стимуляцию. Устройство толщиной 1,2 миллиметра и массой 0,05 грамма способно снижать температуру на 10-20 градусов Цельсия за три секунды и удерживать этот температурный градиент в течение длительного времени. В лабораторных условиях эти показатели были значительно лучше, чем у предыдущих, объемных, версий термоэлектрических интерфейсов. Поскольку после ампутации нервы культи могут «иннервировать» фантомную конечность, ученые определили у четырех человек с ампутированной рукой участки культи, которые при механической или термической стимуляции вызывали ощущения прикосновения и температуры в фантомной руке. Устройство TFTEC поместили на кожу четырех участников с ампутацией, чтобы восстановить ощущение температуры в фантомной руке. Все участники ощущали охлаждение c экспериментальным устройством, с контрольным термоэлектрическим устройством эффект почувствовали только два участника. Кроме того, участники быстрее и интенсивнее воспринимали холодовые ощущения на культе и в фантомной руке по сравнению со стандартным объемным устройством. Аналогичные результаты показал эксперимент со здоровыми добровольцами, которые касались устройства указательным пальцем. В другом эксперименте участники управляли виртуальным модульным протезом руки, чтобы прикоснуться к виртуальным объектам и определить холодный. Во всех тестах устройство TFTEC помогало людям быстрее и точнее справиться с заданием по сравнению с классическими устройствами. Наделять протез ощущениями важно, чтобы человек без конечности мог нормально адаптироваться к нему и жизни с ним. Например, недавно мы рассказывали, что тактильная стимуляция облегчила управление протезом руки.