Инженеры из США и Нидерландов создали микророботов, которые могут передвигаться в изменчивой среде и захватывать объекты, причем фаланги «пальцев» роботов сворачиваются для захвата без источника питания — в ответ на изменение температуры среды. Результаты тестов и свойства роботов ученые описали в работе, опубликованной в журнале PLOS One.
Ученые все чаще создают микророботов для решения медицинских задач: одни роботы способны захватывать клетки, другие свободно перемещаются по кровотоку и могут доставлять лекарственные препараты к нужному органу, а третьи сразу созданы из биосовместимых материалов и могут, например, убивать раковые клетки. Такими микророботами можно довольно точно управлять с помощью магнитного поля, что делает медицинские операции более безопасными и менее инвазивными. Разработчики стремятся создавать роботов как можно меньшего размера, которыми можно очень точно управлять и которые не нуждались бы в источнике питания, будучи способными черпать энергию прямо из окружающей среды.
Именно по таким принципам группа ученых из США и Нидерландов под руководством Федерико Онгаро (Federico Ongaro) из Университета Твенте разработала микророботов, способных реагировать на изменение температуры окружающей среды, и протестировала их способности к захвату и передвижению, а также их магнитные свойства.
Ученые создали четыре модели металлических микророботов, размер которых варьировался от 100 до 980 микрометров в длину или в поперечнике. При этом у трех моделей было шесть «пальцев», а у одной — всего два. Эти роботы содержат термочувствительные полимеры, которые позволяют фалангам «пальцев» самостоятельно разворачиваться и сворачиваться при изменении температуры, и таким образом производить захват объектов. Роботами можно управлять с помощью камеры Blackfly, трекера и системы управления, которая состоит из оптического микроскопа и четырех электромагнитных катушек с железным сердечником.
Алгоритм передвижения роботов в замкнутой среде протестировали в виртуальных микролабиринтах со статичными элементами и движущимися частицами, дизайн лабиринта был подобен игре PacMan. Размер каждой стороны лабиринта составлял 20 размеров микроробота. Движениями роботов управлял алгоритм, с помощью которого микророботы должны были автономно передвигаться по лабиринту от заданной точки до целевой, минуя трех агентов, которые то нападали на робота, то разбегались по углам, переходя из одной фазы в другую каждые 5 секунд. Таким образом, алгоритмы не только рассчитывали роботам траекторию движения до целевой точки, но и производили коррекцию с учетом движения агентов.
Способности роботов схватывать частицы и преодолевать сопротивление среды ученые тестировали на плоской поверхности кусочка сыра моцарелла. Ученые манипулировали силой магнитного поля (от слабого изменения в 15 миллитесла до сильного в 1,35 тесла) и рассчитывали коэффициент сопротивления формы (КСФ) для каждой модели.
Шестипалые роботы-«микросхватыватели» диаметром 100 микрометров не справились с задачей захвата объектов, так как не обеспечивали достаточного угла складывания. КСФ оказался сильно зависим от размера робота: КСФ увеличивается наполовину, когда размер уменьшается в 3,9 раза, и в шесть раз, когда размер уменьшается в 9,8 раза. Максимальная скорость микроробота уменьшалась вместе со снижением размера робота. Так, максимальная скорость, которую может развить двупалый робот длиной 750 микрометров, в три раза превосходит максимальную скорость шестипалого робота меньшего размера (250 микрометров в диаметре) благодаря увеличению магнитного объема.
На основании полученных данных ученые также подсчитали, какая сила, теоретически, понадобится для управления этими роботами в крови пациента, если они будут двигаться против кровотока. Для расчетов они взяли среднее значение плотности среды, среднюю скорость кровотока в капиллярах, и предположили, что робот не будет касаться стенок сосудов. Они пришли к выводу, что требуемые силы должны быть меньше максимальной электромагнитной силы для всех, кроме моделей диаметром 100 микрометров. В дальнейшей работе ученые собираются протестировать способности роботов к захвату в трехмерной среде и в условиях сопротивления кровотока и таким образом продолжить адаптацию прототипов под клиническое использование.
В современной медицине роботы постепенно вытесняют людей из операционных: они самостоятельно вставляют пациентам зубные имплантаты и оперируют свиней. Однако им тоже свойственны ошибки: мы писали о статистике смертей по вине роботов-хирургов, которую предоставили исследователи из Чикаго.
Анна Зинина
Это помогло увеличить время полета
Инженеры из компании Elythor разработали квадрокоптер-конвертоплан, оснащенный четырьмя поворачиваемыми крыльями. Они могут независимо друг от друга складываться вдоль корпуса или отклоняться на 90 градусов, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника дрона отслеживает положение корпуса, а также скорость и направление ветра, в реальном времени подстраивая положения крыльев под эти условия. Благодаря этому удается повысить стабильность полета и снизить энергопотребление. Описание квадрокоптера приведено в диссертации разработчика. Инженеры давно разрабатывают дроны с гибридной конструкцией, которые совмещают преимущества мультикоптеров, способных вертикально взлетать и садиться, с возможностью полета на дальние дистанции, которой обладают дроны самолетного типа. Обычно у гибридов есть крылья и поворотные винты, которые разворачиваются в нужном направлении в зависимости от режима полета. В другом варианте используется две группы винтов, одна из которых работает только в режиме висения Несмотря на универсальность гибридных дронов, они имеют и недостатки. Из-за больших габаритов в мультикоптерном режиме у них низкая маневренность и высокая парусность по сравнению с дронами без крыльев. Поэтому их сложно использовать в ограниченном пространстве, а вне помещений в режиме висения гибриды тратят больше энергии на борьбу с ветром, что снижает продолжительность полета. Выход из этой ситуации предложили инженеры из стартапа Elythor, созданного сотрудниками Федеральной политехнической школы Лозанны. Они разработали квадрокоптер Morpho, со складными крыльями, которые автоматически адаптируются к ветру и режиму полета. Всего у дрона массой 3,8 килограмма четыре подвижных крыла, по два с каждой стороны фюзеляжа. Сервомоторы могут независимо отклонять каждое из крыльев на 90 градусов. Четыре винта дрона расположены как и у обычного квадрокоптера на концах крестообразной рамы и вращаются 500-ваттными электромоторами. Заряда аккумуляторов прототипа хватает на 17 минут полета. Садится дрон на хвост, а в качестве опор могут использоваться отклоненные назад крылья. В полностью сложенном состоянии крылья расположены вдоль фюзеляжа дрона. При переходе к горизонтальному полету они поворачиваются перпендикулярно корпусу, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника отслеживает положение дрона в пространстве, определяет направление и скорость ветра, воздействующего на корпус, и исходя из этого подстраивает углы отклонения крыльев. Так, например, в режиме висения, когда требуется сохранять стабильность полета, крылья остаются сложенными вдоль корпуса, чтобы снизить парусность дрона. Однако, если необходимо совершить поворот вокруг вертикальной оси алгоритм с помощью сервомоторов отклоняет то или иное крыло в нужный момент, используя их в качестве парусов. Таким образом ветер помогает дрону совершать необходимые маневры, снижая нагрузку на моторы. По словам разработчиков, благодаря этому при сильном ветре расход энергии во время вертикального полета можно снизить до 85 процентов. Разработчики предполагают, что основным применением Morpho станет инспекция расположенных на больших площадях инженерных сооружений, например, электростанций и высоковольтных линий электропередач. После вертикального взлета дрон будет подлетать к нужным объектам, проводить их обследование с помощью камер, а затем перелетать к следующей цели, используя горизонтальный полет, если она располагается достаточно далеко. https://www.youtube.com/watch?v=tOUkn7YmYV4 Для дронов, которые планируется использовать в тесных помещениях, на первый план выходит безопасность полета. Инженеры из компании Cleo Robotics создали дрон, несущие винты которого находятся внутри пончикообраного корпуса. Благодаря этому они надежно защищены от столкновений с окружающими предметами.