Связь между питанием и самооценкой оказалась двусторонней

Здоровое питание связано с повышенным эмоциональным благосостоянием ребенка, причем независимо от его веса. Это выяснили шведские ученые, которые провели исследование на более чем семи тысячах юных европейцев. В статье, опубликованной в журнале BMC Public Health, также указывается на двустороннюю связь психического состояния ребенка и его пищевых привычек.

Питание тесно связано с психическим состоянием. Например, стресс и отрицательные эмоции часто приводят к перееданию — в особенности, к повышенному потреблению еды, богатой жирами и «быстрыми» углеводами. Некоторые работы выдвигают гипотезу, в соответствии с которой взаимодействие еды и психического состояния является двусторонним: негативные эмоции ведут к перееданию, переедание — к появлению лишнего веса. Лишний вес, в свою очередь, ведет к обширным нарушениям метаболизма, что и может негативно сказаться на эмоциональном состоянии. Тем не менее, эта гипотеза мало подкреплена эмпирическими данными: именно поэтому, например, неизвестно, могут ли пищевые привычки влиять на психическое состояние независимо от состояния физического.

Авторы нового исследования под руководством Лорен Лисснер (Lauren Lissner) из Гётеборгского университета проанализировали данные, собранные во время долгосрочного проекта IDEFICS. Этот проект направлен на изучение пищевых привычек детей и их влияния на физическое и психическое здоровье. Под наблюдением ученых оказались 7675 детей в возрасте от 2 до 9 лет из восьми европейских стран (Бельгия, Кипр, Эстония, Германия, Венгрия, Италия, Испания и Швеция). Данные были собраны дважды: в начале исследования и через два года после.

Данные, проанализированные учеными, включали в себя показатель пищевых привычек детей. Для оценки этого показателя родителям необходимо было предоставить данные о потреблении детьми определенных продуктов (всего их было 43, включая мясо, рыбу, овощи и злаковые), после чего детям присваивался балл от 0 до 50, где 50 — строгое придерживание здорового питания. В данном исследовании под здоровым сбалансированным питанием подразумевалось низкое содержание обработанного сахара и жира, а также потребление от 400 до 500 граммов фруктов и овощей в день и рыба три раза в неделю. Оценка эмоционального благосостояния детей была получена с помощью опроса родителей об их поведении. Кроме того, для изучения возможного влияния физической формы детей исследователи учли индекс массы тела участников в начале и конце наблюдения.

Анализ собранных данных показал, что дети, чей балл показателя правильного питания был выше среднего, на 20 процентов чаще имели более высокую самооценку, на 40 процентов реже имели эмоциональные проблемы и на 30 процентов лучше общались с одноклассниками и друзьями. Кроме того, связь самооценки и правильного питания оказалась двусторонней: дети, чья самооценка была выше среднего на момент начала исследования, к концу на 29 процентов чаще предпочитали правильное питание. Исследователи также отмечают, что результаты не были связаны с весом детей в любом из двух наблюдений.

Таким образом, авторы подчеркивают важную роль, которую играет правильное питание в психическом развитии ребенка, а взаимосвязь самооценки и питания, которую обнаружили ученые, свидетельствует о прочной зависимости двух параметров.

Среди других факторов, влияющих на развитие ребенка, выделяют и другие: например, интерес к математике развивает языковые способности, а наличие у матери высшего образования уменьшает разницу в интеллектуальном развитии ее детей. А вот сексуальная ориентация родителей на эмоциональное состояние их детей влияния не оказывает.

Люди с высокими и низкими когнитивными способностями скопили меньше долгов