Когнитивные способности детей в семьях, где мать получила высшее образование, развиваются в схожем темпе, в то время как низкий социоэкономический статус приводит к большим разрывам в развитии. Это выяснили американские ученые, которые изучили влияние различных факторов на умственные способности почти 300 тысяч детей, родившихся во Флориде, США, с 1994 по 2002 год. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Генетика и внешние факторы играют совместную роль как в физическом, так и в когнитивном развитии ребенка. Эффект Скарр-Роу, например, говорит о том, что генетические факторы оказывают большее влияние на когнитивное развитие ребенка, который растет в более благоприятных социоэкономических условиях: по мнению авторов теории, социальные недостатки приводят к тому, что ребенок не может полностью использовать свой генетический потенциал, и именно поэтому влияние генов в такой ситуации оказывает меньший эффект, чем внешние факторы. Все существующие на данный момент исследования, однако, имеют противоречивые результаты: например, метаанализ нескольких десятков подобных работ говорит в пользу этого эффекта, но отмечает, что его влияние очень умеренно и выборочно (например, сила такого эффекта зависит от страны проживания ребенка).
Авторы новой работы, американские исследователи под руководством Дэвида Фильо (David N. Figlio), провели масштабное исследование влияния генетических и социоэкономических факторов на когнитивное развитие детей с использованием репрезентативной выборки американских детей. Для этого исследователи использовали близнецовый метод — один из самых распространенных методов изучения влияния генетических факторов и факторов окружающей среды на развитие детей. Монозиготные близнецы имеют 100 процентов общих генов, в то время как дизиготные (а также не близнецовые сиблинги) — 50 процентов; значит, влияние генетических факторов на когнитивное развитие можно определить, сравнив разницу в показателях когнитивного развития между двумя выборками близнецов. Этот показатель авторы называют межклассовой корреляцией: чем он выше, тем большее влияние оказывают генетические факторы.
Стоит отметить, что у авторов работы не было данных об идентичности близнецов: поэтому за монозиготных близнецов они считали однополых детей, а за дизиготных — наоборот, разнополых. В качестве неблизнецовых сиблингов ученые взяли тех братьев и сестер, разница в возрасте которых является наименьшей среди детей одной матери: так, если у матери три ребенка, разница в возрасте которых (по сравнению с самым старшим) — три и восемь лет, то в выборку попадала пара старшего и среднего ребенка.
Основным показателем социоэкономического статуса, учтенным при анализе, был уровень образования матери — в годах, а показателем когнитивного развития детей — результаты тестов по математике и чтению в классах младшей и средней школы. Ученые предположили, что в ситуации, при которой эффект Скарр-Роу влияет на когнитивное развитие детей, генетические факторы будут оказывать большее влияние на когнитивное развитие детей с повышением их социоэкономического статуса (здесь — уровня образования их матерей, выраженного в годах).
Так как другая информация о семьях детей была недоступна, авторы взяли именно показатель образования матерей; здесь также стоит отметить, что этот параметр не является явным предсказателем социоэкономического статуса семьи. Тем не менее, ученые обнаружили прямую зависимость между уровнем образования матери и когнитивными способностями ее ребенка: так, показатели тестов на чтение и математику были в среднем на 0,5 стандартных отклонения ниже среднего у детей, чьи матери не закончили школу, и на 0,7 стандартных отклонений выше у детей, матери которых имели высшее образование.
Вопреки гипотезе Скарр-Роу, авторы обнаружили, что параметр межклассовой корреляции уменьшаются с повышением социоэкономического статуса: различия в когнитивном развитии пар монозиготных близнецов с повышением уровня образования их матери уменьшаются. Кроме того, уровни когнитивного развития также различаются меньше между детьми из одной близнецовой пары с повышением социоэкономического статуса.
Авторам, таким образом, удалось опровергнуть главный тезис гипотезы Скарр-Роу: низкий социоэкономический статус близнецов приводит к тому, что дети меньше отличаются в когнитивном развитии. Ученые, поэтому, делают вывод, что интеракция социоэкономических (и других внешних) и генетических факторов сложнее, чем ранее предполагалось на основании результатов исследований, сделанных на меньших популяциях.
Исследователи изучают и другие факторы, влияющие на процесс детского развития. Например, здесь вы можете узнать о том, как эмоциональность матери повлияла на привязанность младенцев, а здесь — об исследовании, которое показало, что сексуальная ориентация родителей не влияет на эмоциональное благополучие их детей.
Елизавета Ивтушок
И основаны на когнитивных искажениях
Два американских исследователя проанализировали данные опросов 12,5 миллиона респондентов и выяснили, что последние 70 лет люди в 60 странах мира считали, что моральное состояние общества деградирует. При этом год от года их оценки добродетельности своих современников практически не менялись. Результаты исследования и их интерпретация опубликованы в Nature. Идея морального упадка современного общества широко известна и восходит как минимум к античности. Так, например, еще в 399 году до нашей эры афинский суд присяжных приговорил одного из граждан полиса к смерти за то, что он «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». А римский историк Тит Ливий начинает свой труд Ab urbe condita с надежды, что его читатель «последует мыслью за тем, как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошло до нынешних времен». Практически в любой письменной культуре можно найти литературные памятники, упоминающие, среди прочего, моральную деградацию современности. Однако все эти свидетельства редко уходят дальше качественной оценки морали современности. В ХХ веке, вместе с развитием исследовательских техник в социологии и технологическим прогрессом в области телекоммуникаций, у ученых появилась возможность проводить количественные измерения общественной морали. Адам Мастроянни (Adam M. Mastroianni) из Колумбийского университета в Нью-Йорке вместе с Дэниэлом Гилбертом (Daniel T. Gilbert) собрали и проанализировали опросы 220 тысяч американцев, которые проводились с 1949 по 2019 год и включали в себя такие вопросы: «стало ли наше общество за последние десятилетия менее честным и нравственным, более, или же степень, в которой люди честны и нравственны, не изменилась?»«состояние нравственных ценностей в этой стране целиком улучшается или ухудшается?» Большинство участников — из США и еще 59 стран — примерно в 85 процентах пунктов опросников указывали, что мораль в упадке. И доля участников, которые так отвечали, была примерно одинакова в разные годы. Больше половины опрошенных вместе с этим упоминали и о том, что современное им общество добилось определенного нравственного прогресса, как то: улучшение отношения к афроамериканцам, к людям с физическими недостатками и гомосексуалам. В 2020 году Мастроянни с Гилбертом провели еще три опроса, в которых поучаствовали в общей сложности 1230 американцев. Их просили оценить, насколько добрыми, честными, дружелюбными и хорошими были люди в 2020, 2010, 2014, 2016 годах, а также в год их рождения и год, когда им исполнилось 20. Самые низкие оценки по этой метрике во всех опросах получил 2020 год. В разные десятилетия люди верили, что этот упадок начался примерно в то время, когда они родились, и с тех пор продолжается. Причем степень этого упадка казалась тем выше, чем старше и консервативнее был респондент (авторы отдельно подчеркивают, что даже те, кто идентифицировал себя как либерала, также говорили о падении нравов). Затем ученые решили выяснить, что по мнению людей является двигателем нравственных перемен: деградацией личных качеств людей с возрастом или же смена поколений — то есть замена более нравственных людей менее нравственными. Они провели еще один опрос с 319 участниками, чтобы понять, с чем люди связывают наблюдаемый ими упадок морали. Опрошенные отвечали, что со временем снижается нравственность как отдельных людей (то есть с годами человек «портится»), так и целых поколений. Если мораль действительно непрерывно падает, то каждое следующее поколение должно все ниже и ниже оценивать уровень нравственности своих современников. В данных опросов, с которыми работали исследователи, помимо вопросов о трендах в морали, были еще и вопросы о фактических проявлениях нравственности: например, как часто в прошлом году сам респондент помогал кому-то донести до дома сумки с продуктами или все ли вчера относились к нему с должным уважением. Отобрав массив таких опросов, ученые получили выборку из четырех с половиной миллионов американцев, опрошенных между 1965 и 2020 годом. Его анализ показал, что средний уровень «фактической нравственности» в ответах респондентов остается практически неизменным. То же подтвердилось и на данных 33 опросов за пределами США. Таким образом, резюмируют ученые, люди убеждены в том, что нравственное состояние общества со временем становится только хуже, но при этом их оценки добродетельности своих современников остаются примерно на одном и том же уровне. По мнению авторов, этот эффект может возникать из-за нашей предвзятости. Исследования показывают, что мы обращаем больше внимания на негативную информацию о других людях, но при этом лучше запоминаем хорошее, чем плохое. Из-за этого нам может казаться, что сегодня зла вокруг очень много, а о том плохом, что было раньше, мы благополучно забываем. Авторы назвали этот механизм предвзятым восприятием и памятью (biased exposure and memory, BEAM). Если он правда работает, то декларируемый упадок морали должен становиться менее заметен — а то и вовсе пропадать — когда у людей спрашивают о нравственности тех, кого они считают добродетельными. Или когда спрашивают о временах до их рождения. Эту гипотезу ученые проверили с помощью еще двух опросов. В первом они спросили у 283 человек, стали ли люди в целом менее добрыми, честными и хорошими в 2020 году по сравнению с 2005. А затем поинтересовались, стали ли их знакомые — друзья и родственники — менее добрыми, честными и хорошими за это время. Респонденты ответили положительно на первый вопрос, а о людях своего круга сказали, что те за 15 лет, напротив, в среднем стали добрее и честнее. Еще 387 человек авторы попросили оценить доброту, честность и доброжелательность людей в текущем году (опрос проводился в 2021 году),в год, когда респонденту исполнилось 20, а также за 20 и за 40 лет до рождения. Опрашиваемые сочли, что в 2021 году по сравнению с годом, когда им было 20, люди были менее добрыми, честными и хорошими. А в год, когда им было 20, люди были менее добрыми, честными и хорошими, чем в год рождения респондентов. А вот представления о том, насколько более нравственны были люди, жившие в год их рождения и ранее, уже мало отличались друг от друга. Так авторы подтвердили, что иллюзия морального упадка возникает из-за когнитивных искажений. Люди переставали говорить о моральном упадке, когда речь шла о близких людях, о которых они знают много хорошего — или тех, о ком почти ничего не знали. Другое исследование, о котором мы рассказывали раньше, показало, что люди склонны считать ученых аморальными — им, по мнению опрашиваемых, важнее исследования и знания, чем мораль.