Прогулки на свежем воздухе улучшают работу легких и сердца, однако плохая экологическая обстановка сводит на нет пользу от них для пожилых людей, особенно у тех, кто страдает обструктивной болезнью легких. К таким выводам пришли ученые из Великобритании, США и Китая, авторы исследования, опубликованного в журнале The Lancet.
Ранее некоторые ученые заявляли, что спорт и физическая активность компенсируют отрицательный эффект от загрязнения воздуха, другие заявляли, что это не так, но при этом использовали показатели смертности по всем возможным причинам. Киан Чанг (Kian Chung) из Имперского колледжа Лондона с коллегами из США, Китая и Великобритании решили сравнить влияние прогулок в разных экологических условиях на работу легких и сердца.
Для этого они отобрали три группы добровольцев в возрасте 60 лет и старше. В первую вошли участники с хроническими заболевания легких (40 участников с ХОБЛ, хронической обструктивной болезнью легких), у участников второй группы (39 человек) была ишемическая болезнь сердца, а третья состояла из 40 людей без расстройств дыхания. Все участники воздерживались от курения в течение как минимум года до начала эксперимента, все больные находились в стабильном состоянии на протяжении последних шести месяцев. Добровольцев попросили гулять либо по городскому парку (для этого они выбрали Гайд-парк в Лондоне), либо по оживленной улице (Оксфорд-стрит) в течение двух часов. Все добровольцы участвовали дважды, в разные дни. До и после прогулок участников опрашивали о том, испытывали ли добровольцы одышку, кашель, отделение мокроты, хрипы и повышенное потоотделения. С помощью приборов измеряли показатели работы легких, сопротивление дыхательных путей, и оценивали работу сердечно-сосудистой системы.
Анализ проб воздуха показал, что концентрации сажи, окиси азота, твердых частиц (PM10, PM2.5 и ультратонких частиц) оказались значительно выше на Оксфорд-стрит, чем в Гайд-парке (p < 0.001). В обеих локациях участники в среднем преодолели около пяти километров (с отклонением в 1.1 и 1.2 километра, соответственно). После прогулок по улице добровольцы с ХОБЛ сообщали о более сильном кашле (p <0,1), выделениях мокроты (p < 0.05), сбивчивости дыхания (p < 0.1) и одышке (p < 0.05) по сравнению с теми же показателями после прогулок в парке. Участники с ишемической болезнью сообщали о более сильном кашле после прогулок по улице, чем после прогулок по парку (p < 0.05), а те же самые показатели у здоровых участников не отличались значительно.
Уже через час после начала прогулки у здоровых участников наблюдалось увеличение показателей объема выдоха на первой секунде, к пятому-шестому часу достигали максимума (к этому моменту увеличение составило 7.6 процента), и оставалось значимым (3.6 процентов увеличения) к 26 часу. В той же группе после прогулок по Оксфорд-стрит также наблюдалось увеличение этого показателя, но оно было меньше, и уже к пятому часу эффект потерял статистическую значимость. У пациентов с ХОБЛ и ишемической болезнью объем выдоха на первой секунде увеличился лишь после прогулок в парке, при этом максимальное увеличение составило 4.6 процента и 4.1 процента для каждой группы. После прогулки по оживленной улице существенных изменений в этих группах не произошло. Показатели жизненной емкости легких улучшились после прогулок в парке во всех трех группах, наибольший эффект эти прогулки произвели в группе с ишемической болезнью. Прогулки по улице не оказали эффекта на здоровых участников и участников в ХОБЛ, но немного улучшили показатели участников с болезнью сердца. У пациентов с ХОБЛ также значительно увеличились показатели сопротивления респираторного тракта после прогулок по улице по сравнению с результатами после прогулок в парке (p < 0.01).
Показатели работы сердца (скорость пульсовой волны, индекс аугментации, систолическое артериальное давление и частота сердечных сокращений) имели аналогичные тренды во всех группах, причем положительные изменения происходили после прогулок в парке, прогулки по улице не только отменяли эти улучшения, но порой ухудшали показатели. Так, у здоровых участников прогулка в Гайд-парке привела к снижению артериальной жесткости, которая сохранялась до 26 часов (по сравнению с результатами после прогулок по улице, p < 0.001), но после прогулок по Оксфорд-стрит вместо улучшения этого показателя произошло его ухудшение. Все три группы показали снижение индекса аугментации после Гайд-парка, но и это благотворное изменение было значительно ослаблено после прогулки по Оксфорд-стрит.
Ученые сделали вывод, что участники с ХОБЛ особенно чувствительны к саже и ультратонким частицам с точки зрения как легочного, так и сердечно-сосудистого эффектов, и что плохое качество воздуха сводит на нет все положительные эффекты от коротких прогулок. Однако авторы предупреждают, что в результаты их исследования могли вмешаться суточные колебания некоторых параметров, а кроме того, в исследовании не было группы, которая воздерживалась от прогулок, которая подкрепила бы выводы о положительных эффектах прогулок. Из результатов нельзя исключить и влияние медикаментов, которые принимали пациенты. Также стоит отметить, что в некоторых исследованиях ученые приводят доказательства того, что занятия спортом компенсируют отрицательное влияние экологии, но информации о долгосрочном влиянии на работу легких и сердечно-сосудистой системы на данный момент недостаточно.
Ранее мы писали о том, что лишь час умеренной физической активности помогает предотвратить депрессию и компенсировать риски от сидячего образа жизни. Недавно ученые оценили влияние плохой экологии на смертность, и пришли к выводу, что каждая шестая смерть на планете спровоцирована загрязнениями окружающей среды. В прошлом году американские исследователи изучили самые популярные причины смертей американцев, и сердечно-сосудистые заболевания и хроническая обструктивная болезнь легких вошли в первую пятерку.
Анна Зинина
Это показали на выборке в 400 тысяч женщин
Американские ученые на выборке из 400 тысяч женщин выяснили, что длительное воздействие тепла летом связано с увеличением числа случаев осложнений беременности в среднем на треть. Как сообщается в JAMA Network Open, наиболее выражена эта связь для матерей с низким уровнем образования. Несмотря на улучшение дородового ухода (например, улучшенный скрининг и лечение заболеваний во время беременности), распространенность осложнений беременности продолжает расти. И хотя известно большое число факторов риска, которые могут привести к таким осложнениям, погодные условия и климатическое воздействие остается плохо изученным фактором, который может повлиять на исход беременности. При этом известно, что эпизоды экстремальной жары стали наблюдаться все чаще за последние несколько десятилетий, и ученые уже находили связь между ними и неблагоприятными исходами беременности. Однако мало кто изучал осложнения беременности от жары в зависимости от периода ее воздействия. Цзюнь У (Jun Wu) с коллегами из Калифорнийского университета изучили, как воздействие жары влияло на риск осложнений беременности с 2007 по 2018 год в Южной Калифорнии. В общей сложности они включили в анализ 403602 женщины со средним возрастом 30,3 года, у которых произошло 11228 осложнений беременности. В среднем у женщин, у которых беременность приходилась на более жарки дни, риск развития осложнения беременности вырастал на 27 процентов (р < 0,001), причем чаще это были осложнения связанные с поражением сердечно-сосудистой системы. Самый высокий риск сердечно-сосудистых осложнений наблюдался при воздействии жары в течение третьего триместра (р < 0,001). Примечательно, что ученые обнаружили более сильные ассоциации между воздействием тепла и осложнениями беременности у матерей с низким уровнем образования, или у которых беременность началась в холодное время года. По словам ученых, матери, которые жили в окружении большего количества деревьев, как правило, имели более низкие риски осложнений, а значит зеленые насаждения — могут стать эффективной стратегией смягчения последствий жары. Результаты этого исследования позволят снизить риск осложнений беременности, которые отражаются на здоровье ребенка. Недавно мы рассказывали, что гестационный диабет и преэклампсия уменьшают эпигенетический возраст новорожденных.