Час упражнений в день компенсировал риск от сидячего образа жизни

Метаанализ, проведенный международной группой исследователей, показал, что ежедневные часовые физические упражнения умеренной интенсивности нивелируют повышенный риск смерти, связанный с малоподвижностью. Ученые из Норвегии, Австралии и США выполнили работу для Второго исполнительного комитета по физической активности (Physical Activity Series 2 Executive Committe) и Рабочей группе по сидячему образу жизни (Sedentary Behaviour Working Group) журнала The Lancet, в котором и опубликованы ее результаты.

Научный коллектив провел систематический обзор проспективных когортных исследований в базах данных PubMed, PsycINFO, Embase, Web of Science, Sport Discus и Scopus. В метаанализ включили 16 работ, содержащих информацию о стиле жизни и смертности почти 1,5 миллиона людей в течение долгосрочных наблюдений (до 18,1 года). Всех участников разбили на четыре группы по времени дневного сидения или просмотра телевизора в часах и по уровню физической активности в МЕТ-часах в неделю (МЕТ — метаболический эквивалент, показатель интенсивности нагрузки в соответствии с уровнем потребления кислорода).

За референтную группу приняли людей с наименьшей продолжительностью дневного сидения (менее четырех часов) и наивысшей физической активностью (более 35,5 МЕТ-часа в неделю). Связь этих показателей со смертностью от всех причин и суммарные отношения рисков оценили методом Коксовской регрессии.

В 13 исследованиях, где регистрировалось время дневного сидения, приняли участие более миллиона человек, 84,6 тысячи из которых умерли. Выяснилось, что по сравнению с референтной группой смертность существенно повышена в двух наименее физически активных квартилях, но мало связана с временем, проводимым сидя. Так, при физических нагрузках менее 16 МЕТ-часов в неделю и сидении менее четырех часов в день риск повышался на 12 процентов, а при менее 2,5 МЕТ-часа в неделю и более восьми часов — на 59 процентов. Это ставит нехватку физической активности в один ряд с такими факторами риска как курение или избыточный вес.

При этом у людей, сидящих в день более чем по восемь часов, но достаточно занимающихся физическими упражнениями (более 35,5 МЕТ-часов в неделю), повышения смертности не наблюдалось. Обратная ситуация — сидение менее четырех часов в день при низкой физической активности (менее 2,5 МЕТ-часа в неделю) — приводила к росту риска смерти на 27 процентов.

Анализ шести исследований, в которых учитывалось время просмотра телепередач (более 465 тысяч участников, почти 44 тысячи смертей), показал, что это занятие в течение трех и более часов в день повышает смертность у всех, кроме наиболее активного квартиля. В нем рост риска возрастал только при сидении у телевизора в течение пяти и более часов в день.

Физической нагрузкой умеренной интенсивности считается, например, ходьба со скоростью пять километров в час или езда на велосипеде со скоростью 15 километров в час. 35,5 МЕТ-часа в неделю соответствует примерно 60–75 минутам такой нагрузки в день, то есть их достаточно, чтобы устранить повышенный риск смерти при сидячем образе жизни. Однако такой уровень физической активности наблюдался не более чем у четверти участников исследования, отмечают ученые.

Недавний метаанализ, проведенный американскими учеными показал, что зависимость смертности от времени дневного сидения не линейна: риск начинает возрастать лишь при сидении в течение 10 часов в день и более.