ALMA увидела начало слияния двух древних галактик с активным звездообразованием

Астрономы увидели начало слияния двух очень ярких и массивных галактик, которые появились спустя миллиард лет после Большого взрыва. Звезды в них рождаются с необычайно высокой скоростью, которая не характерна для большинства объектов той космической эпохи. Систему из двух редких галактик, получившую название ADFS-27, удалось увидеть с помощью интерферометра ALMA. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal.

Галактики ADFS-27 находятся примерно в 12,7 миллиардах световых лет от Земли в направлении созвездия Золотой рыбы. Впервые астрономы увидели систему на изображениях космического телескопа Herschel. Наблюдения показали, что объект, который первоначально казался одной красной точкой на снимках, на самом деле может быть двумя очень далекими объектами. Последующие наблюдения телескопом Atacama Pathfinder Experiment подтвердили эту гипотезу и помогли собрать необходимые данные для дальнейшего изучения системы с помощью ALMA.

На новых снимках видно, что система ADFS-27 представляет собой две ультраяркие инфракрасные галактики, в которых происходят активные процессы звездообразования. Объекты содержат примерно в 50 раз больше облаков молекулярного газа, чем в Млечном пути — около 2,5×1011 масс Солнца. Этого хватит, чтобы производить по 2,4 тысячи Солнц в течение ста миллионов лет. Когда-то в галактиках уже случилась вспышка звездообразования из-за того, что они прошли близко друг к другу.  «Большая часть газа в скором времени превратится в звезды. Текущие наблюдения показывают, что эти две галактики действительно производят звезды в бешеном темпе, примерно в тысячу раз быстрее, чем наша Галактика», — комментирует Доминик Ричерс (Dominik Riechers), главный автор статьи.

Объекты, между которыми 30 тысяч световых лет, движутся со скоростью нескольких сотен километров в секунду относительно друг друга. В будущем они, скорее всего, сольются в одну массивную эллиптическую галактику — по мнению ученых, это займет сотни миллионов лет. Возможно, этот объект даже станет ядром целого скопления галактик в будущем.

Благодаря телескопу ALMA астрономам удается получать детальные изображения далеких объектов. Так, ученые сняли поверхность далекого красного гиганта  W Гидры и звезды Бетельгейзе в высоком разрешении, атмосферу красного сверхгиганта Антарес и пылевые кольца у Проксимы Центавра.

Одной из самых древних галактик известных сегодня является UDFj-39546284, состоящая из голубых звезд, которые существовали 13,4 миллиарда лет назад, то есть примерно через 380 миллионов лет после Большого взрыва. Древнейшей спиральной галактикой из известных на сегодняшний день считается A1689B11. Она образовалась спустя 2,6 миллиарда лет после Большого взрыва.

Звезды типа Т Тельца оказались способны порождать высокоэнергетическое гамма-излучение