Астрономы сфотографировали поверхность далекого красного гиганта

Международная команда астрономов впервые получила детальные снимки поверхности красного гиганта W Гидры. Наблюдения показывают, что диаметр небесного тела вдвое больше орбиты Земли, при том что его масса остается близка к солнечной. Стадия красного гиганта — это один из поздних этапов эволюции звезд, поэтому наблюдение за звездой W Гидры поможет изучить происходящие в этот период процессы. Статья вышла в журнале Nature Astronomy.

W Гидры — это холодная и яркая звезда, которая удалена на 320 световых лет от Земли. Ее низкая поверхностная гравитация и высокая светимость способствуют потере вещества из оболочки, в результате чего небесное тело раздувается до огромных размеров, при этом сохраняя первоначальную массу — для W Гидры это 1,4 масс Солнца. Средняя плотность красных гигантов может быть в миллион раз меньше плотности воды, на их ядро обычно приходится лишь около 10 процентов массы — все остальное содержится в протяженной атмосфере.

Исследователи получили детальные снимки W Гидры с помощью телескопа ALMA. Он состоит из 66 высокоточных антенн, расставленных на расстоянии до 16 километров друг от друга, и работает в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне. Астрономы обнаружили на поверхности звезды яркие пятна, которые указывают на присутствие неожиданно горячего газа в верхних слоях атмосферы звезды, в хромосфере. Их яркостная температура достигает более 5,3 × 104 кельвинов. При этом температура пылевого диска, окружающего звезду, составляет 2495 ± 255 кельвинов.

Ученые пришли к выводу, что в некоторых местах атмосферу W Гидры разогревают мощные ударные волны. Это могло бы объяснить появление горячих пятен, которые не предсказывались теоретическими моделями звезд, принадлежащих асимптотической ветви гигантов. С другой стороны, исследователи также могли увидеть следы гигантской вспышки. Чтобы определить, какая из гипотез является верной, авторы работы намерены провести дополнительные наблюдения с помощью ALMA.

Ранее ALMA получил снимок Бетельгейзе в высоком разрешении. Он стал самой детальной фотографией поверхности звезды, отличной от Солнца. Также недавно телескоп получил изображения двух пылевых колец у Проксимы Центавра — ближайшей к Солнцу звезды.

«Джеймс Уэбб» рассмотрел пару джетов у двойной протозвезды