Кесарево сечение лишило мышат «микробиоты стройности»

Рождение путем кесарева сечения способствует набору лишнего веса в дальнейшей жизни, и виной тому «неправильная» микробиота у новорожденных. Такой вывод сделали американские исследователи, которые анализировали видовой состав микробиома мышат, рожденных естественным путем и путем кесарева сечения. Работа опубликована в журнале Science Advances.

Кесарево сечение – это хирургическая операция, заменяющая естественные роды, при которой ребенка извлекают через разрез на животе. Показаниями к операции являются ситуации, когда обычные роды представляют собой угрозу для здоровья матери или новорожденного. По оценкам специалистов, хирургическое вмешательство требуется 10-15 процентам беременных женщин, однако в реальности оно применяется гораздо чаще, чем нужно. К примеру, в странах Латинской Америки частота использования кесарева сечения превышает 40 процентов. В России, по данным Минздрава, этот показатель составляет около 27 процентов.

С рождением путем кесарева сечения ученые связывают повышенный риск развития метаболических нарушений, аллергий и даже целиакии (непереносимости пшеничного белка). Множество статистических исследований связывает рождение путем кесарева сечения и ожирение у детей. По мнению исследователей, причиной тому может быть нарушение видового состава микробиоты кишечника у новорожденных, появившихся на свет «неестественным» путем. В норме при рождении ребенок получает микробиоту от матери (мы писали, что специфические бактерии были обнаружены даже в придатках матки). Кесарево сечение, при котором к тому же часто используются антибиотики, лишает новорожденного контакта с материнской микробиотой, что в дальнейшем приводит к разным нарушениям.

Сотрудники медицинского факультета университета Нью-Йорка решили проверить эту гипотезу на мышах. Ученые сравнивали вес, процент жира в организме и видовой состав фекальной микробиоты в течение трех месяцев у мышат, которые родились естественным путем и путем кесарева сечения. Группы состояли из 35 и 34 животных соответственно, включали как самцов, так и самок.

В среднем мышата, появившиеся на свет хирургическим путем, весили к концу наблюдений на 33 процента больше, чем мыши в контрольной группе. Среди самок эта разница была более выражена и достигала 70 процентов к 15 неделе после рождения.

Исследования микробного состава показали, что у мышей, рожденных естественным путем, микробиота максимально разнообразна после рождения, а с возрастом ее видовой состав сокращается. У мышей, рожденных путем кесарева сечения, наблюдалась обратная тенденция – видовой состав был беден изначально, однако со временем становился более разнообразным. В том числе, у этих мышей были недопредставлены бактерии из групп Bacteroides, Ruminococcaceae и Clostridiales, которые появляются у новорожденных при контакте с вагиной матери. Наличие этих бактерий ранее было ассоциировано со «стройным» фенотипом у мышей.

О влиянии кишечных микробов на здоровье человека мы уже не раз рассказывали. К примеру, некоторые группы кишечных бактерий оказались способны провоцировать

и

. Другие виды микробов оказались

в защиту организма от вирусных инфекций. Видовой состав микробиоты оказался

даже для успешного преодоления марафона.

Долгую учебу связали с замедлением когнитивного спада при семейной болезни Альцгеймера