Занятия танцами дополняют навыки, которые получают студенты точных наук, помогают им развиться в новой области, развить креативность и междисциплинарное мышление. К таким выводам пришли исследователи из Университета Северной Каролины после опроса студентов и выпускников специальностей STEM (технические специальности и точные науки). Результаты опубликованы в журнале Journal of STEM Education.
Востребованность выпускников STEM растет с каждым годом и в США она обгоняет все остальные направления более, чем в полтора раза. Среди специалистов в области образования существует точка зрения о том, что занятия искусствами позволяет дополнить обучение студентов и сформировать основные навыки, называемые «4Cs»: креативность, способность к сотрудничеству, критическое мышление и коммуникативные навыки, а также улучшить навыки решения сложных междисциплинарных проблем. Люди, занятые искусством и решающие творческие задачи, имеют иные взгляды на проблемы и ориентированный на человека подход, который могут позаимствовать студенты и выпускники точных специальностей. Все это вдохновило американских исследователей проверить, верна ли эта точка зрения, привлечь внимание к теме, и охарактеризовать опыт учащихся, которые занимаются танцами, с точки зрения академических, личных, институциональных и карьерных факторов.
Исследование имело качественный характер и охватывает широкий круг вопросов. Первая его часть заключалась в библиографическом исследовании по рецензируемым журналам, связанным с образованием и лучшими образовательными практиками (ERIC database), а также по научным публикациям на тему искусств, социальных наук, науки и техники (ProQuest database). По этим базам данных делали запросы, связанные с высшим образованием, точными науками и технологиями, и занятиями искусством. Вторая часть заключалась в работе с фокус-группами. Суть этого метода в том, чтобы собрать группу людей для обсуждения общей для них темы, причем участники могут выражать мнение разных групп (в данном случае, студентов разных специальностей и курсов). Беседу с ними ведет подготовленный ведущий, задача которого — спровоцировать активное обсуждение вопроса, который интересует исследователей, и собрать качественные данные по этому поводу: информацию о личном опыте участников, их наблюдения, идеи и рекомендации.
Исследователи собрали две фокус-группы из танцевальных центров при университете штата Нью-Йорк, всего 24 студентки, все девушки. Танцевальная программа университета позволяет изучать танцы разных стилей и участвовать в хореографических постановках и перформансах, на нее может записаться любой учащийся университета. В первой группе семь студенток выбрали точные специальности, остальные пять занимались маркетингом и социальными работами. Во второй группе «точников» было восемь, они изучали инженерию и химию. Участницам было от 18 до 22 лет, и все они каждую неделю занимались танцами по восемь-12 часов. Каждая сессия обсуждения в фокус-группе заняла около 75 минут, разговоры были записаны и расшифрованы для последующего кодирования, анализа и обсуждения. Кодированием занимались три независимых специалиста в соответствии с установленными в предыдущих исследованиях методами, надежность кодирования оценили с помощью коэффициента каппы Коэна.
Работа с базами данных показала, что большая часть исследований сфокусирована на учениках начального и среднего образования, которые интересуются точными науками. Лишь в небольшом количестве работ изучалось сочетание точных наук в ВУЗах с занятиями искусством.
В беседах фокус-групп для каждой из четырех основных тем исследователи выделили подтемы, затронутые студентами во время обсуждений. В вопросах, связанных с академической деятельностью, были упомянуты: эмоциональная вовлеченность, строгость программы, приверженность профилирующей дисциплине и самоэффективность. В личной теме изучалось то, как индивиды идентифицируют себя в связи со своей будущей профессией, обсуждались взаимодействия студентов, и зона комфорта. Институциональные вопросы касались того, видят ли студенты, что их университет ценит искусства, и как они относятся к их наличию в университете с сильным уклоном в точные науки. Также здесь касались вопросов разнообразия и социального включения, общественных отношений и вопросов участия на дисциплинах. В теме подготовки к рынку труда обсуждались креативность и навыки, необходимые для решения сложных междисциплинарных задач.
Коэффициент каппа Коэна для трех кодеров в среднем составил 0.627 (0.689, 0.720 и 0.472 для каждой пары), что классифицируется как умеренная-высокая надежность.
Анализ комментариев студентов подтвердил важность опыта занятий танцами в академической жизни. Они часто указывали, что точное образование и занятия танцами имеют комплементарный характер, и что лучше всего, когда учебное расписание позволяет заниматься и тем, и другим, уделяя приоритетное внимание профильным дисциплинам. Строгость и требовательность была характерна как для основных занятий, так и для танцевальных уроков. Также студенты признались, что танцы создавали благоприятные условия для самовыражения, и подчеркивали, что там их креативность ценится и принимается. Подавляющее большинство (11 из 13) студентов оказались довольны своими отметками и самоэффективностью как в академических занятиях, так и в танцевальных.
В рамках личных тем студенты обсуждали отношение сверстников к их хобби. Они признались, что занятия танцами часто вызывают непонимание и не воспринимаются серьезно. Авторы исследования интерпретировали это как проявление академического элитизма и ограничения самоидентификации профильной дисциплиной. Девушки-«точники» испытывали комплекс гендерной самоидентификации, поскольку их специализация была связана с мужской твердостью, а занятия танцами — с мягкостью и хрупкостью.
Студенты согласились, что искусство и танцы являются важным механизмом поддержки разнообразия: танцами занимались студенты разной расы и этноса, академических направлений, демографического положения, и сами танцевальные стили были разнообразными. Студенты констатировали, что такого разнообразия не наблюдалось на точных курсах.
Также они отметили, что те, кто занимается точными науками, часто изображаются как гики, в основном мужчины, и им не хватает гибкости, креативности и разнообразия (в широком смысле), тогда как танцы ассоциируются в обществе с девушками, в основном белыми, худощавого телосложения, и с классическими танцевальными направлениями. Участники выразили несогласие с этими мифами, и указали на разнообразие, которое в действительности существует и в той, и в другой культуре, включая разнообразие во взглядах их членов.
В рамках обсуждения рынка труда учащиеся подтвердили, что сочетание основных дисциплин с танцами позволяет научиться разнообразным подходам к решению проблем, развить креативность и способности к совместной работе.
Шесть выпускников также подтвердили это в индивидуальных интервью уже после их выпуска и начала профессиональной карьеры в разных областях. Они часто говорили о решении проблем и сравнивали подходы к решению задач в танцах и в своих профилирующих курсах. Они сообщили, что в своей работе практикуют навыки, которыми научились во время занятий танцами и точными науками.
Авторы исследования признают его ограничения и считают, что следующим шагом должно быть количественное исследование на большей выборке, а также изучение других видов искусств.
Для обладателей ученой степени каждый год проводится международный творческий конкурс «Станцуй свою диссертацию», выступления победителей 2015 года можно посмотреть в нашей заметке, а в 2016 лауреатом стал российский биохимик. За искусство дают и Нобелевскую премию по литературе: в 2016 лауреатом стал Боб Дилан, строки песен которого нередко цитируют в статьях по медицине, а в этом году премию получил британский писатель японского происхождения Кадзуо Исигуро.
Велосипедисты в жилетах и шлемах казались респондентам менее похожими на людей
Ученые из Австралии проверили, влияет ли защитное снаряжение велосипедистов на то, как их воспринимают остальные. Участники опроса, которым которым предлагали выбрать одну фотографию из пары, посчитали велосипедистов в обычной одежде в большей степени людьми, чем велосипедистов в шлемах и светоотражающих жилетах. Работа опубликована в Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. Велосипедная инфраструктура во многих странах развита плохо, и велосипедистам приходится ездить по дорогам вместе с машинами. Это небезопасно само по себе, а еще водители автомобилей иногда ведут себя агрессивно по отношению к людям на велосипедах. Исследование 2019 года показало, что люди дегуманизируют велосипедистов, то есть лишают их — у себя в голове — человеческих черт: интеллекта, рациональности, самоконтроля, индивидуальности, сложных эмоций, морали и так далее. На шкале от таракана до человека 37 процентов респондентов разместили велосипедистов не в самом конце шкалы, то есть посчитали их не вполне людьми. Степень такой дегуманизации предсказывала агрессию по отношению к велосипедистам (преимущественно со стороны водителей). Марк Лимб (Mark Limb) из Квинслендского технологического университета и Сара Коллиер (Sarah Collyer) из университета Флиндерс захотели выяснить, почему люди воспринимают велосипедистов именно так. Авторы предыдущего исследования предположили, что виноват может быть шлем, потому что он частично закрывает лицо, в частности — глаза и волосы, и тем самым делает человека «менее человеком», или другая экипировка. В опросе поучаствовало 563 респондента. Им показывали пары фотографий, на которых был изображен человек — мужчина или женщина — с велосипедом. Велосипедист был либо без головного убора, либо в кепке, либо в велосипедном шлеме, либо в светоотражающем жилете, но без кепки или шлема. Пары изображений создавались случайно, но участникам предъявили все возможные комбинации. Из двух фотографий респонденты должны были выбрать ту, человек на которой, по их мнению, меньше похож на человека. Перед началом испытания участникам предложили выбрать между моделью-мужчиной и моделью-женщиной без экипировок и кепок, чтобы убедиться, что выбор не зависит от пола модели. Велосипедисты в шлемах действительно казались участникам менее человечными, чем велосипедисты в кепках или без какого-либо головного убора и снаряжения — так посчитало от 357 до 397 респондентов. Примерно столько же участников посчитало велосипедистов в кепках менее человечными, чем велосипедистов без головного убора. Но между кепкой и шлемом участники выбирали шлем как атрибут меньшей человечности. Менее всего похожими на людей показались участникам велосипедисты в светоотражающих жилетах. Так, например, при сравнении изображений женщины в кепке и женщины в защитном жилете 398 респондентов посчитали женщину в жилете менее человечной. Судя по всему, велосипедистов в глазах других людей дегуманизирует защитное снаряжение в целом, а не просто шлем. Затем участникам предложили оценить велосипедистов по шкале дегуманизации, в начале которой расположен таракан (это 0), а в конце — человек (100). Эту шкалу респондентам уже показывали в начале исследования, а теперь им нужно было поместить на нее велосипедистов. Около 30 процентов респондентов посчитали велосипедистов не на 100 процентов людьми. В основном среди этих 30 процентов оценки человечности велосипедистов располагались в диапазоне от 81 до 99 процентов. На вопрос о том, почему они выбрали то или иное фото, респонденты отвечали по-разному. Кто-то говорил так: чем больше открытой кожи, тем больше модель похожа на человека. Для других спортивная экипировка указывала на лучшую физическую форму, и, как следствие, большую человечность. Также участники рассказали, как по их мнению воспринимают их водители на дорогах, если они едут на велосипеде. Они подтвердили, что экипировка вызывает больше агрессии, а женщины сказали, что к ним относятся не так агрессивно, как к их друзьям-мужчинам. Возможно, пишут авторы, защитная экипировка вызывает дегуманизацию и большую агрессию из-за того, что она явно указывает на принадлежность велосипедиста к группе. В итоге негативная репутация всей группы с большей вероятностью будет присвоена конкретному человеку. Таким образом, возникает потенциальный конфликт: снаряжение предназначено для того, чтобы сделать езду на велосипеде более безопасной, однако его наличие может вызвать большую агрессию со стороны других людей. Однако авторы отметили, что участники могли выбирать между двумя фотографиями по какому-то собственному принципу (например, эстетическому), то есть результаты могут и не отражать степень дегуманизации. Также они отметили, что их выборка не была репрезентативной выборкой австралийского населения. Среди участников преобладали мужчины среднего возраста с более высокими доходами, чем у среднего австралийца, более высокообразованные и работающие полный рабочий день. Ранее мы рассказывали о том, что во Франции разработали жилет для велосипедистов, который надувается при падении и таким образом гасит удар.