«Искусство — это хоровод иллюзий»

Как Боб Дилан стал лауреатом Нобелевской премии по литературе

13 октября 2016 года Роберт Аллен Циммерман, известный всему миру как Боб Дилан, стал самым титулованным музыкантом современности. В дополнение к своим многочисленным «Грэмми» — всего у Дилана двенадцать этих статуэток — и Пулитцеровской премии «за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру», полученной в 2008 году, американский автор песен и исполнитель стал обладателем Нобелевской премии по литературе, произведя настоящий переполох среди консервативно настроенных поборников «высокой» культуры.

Дилан получил высшую в литературном мире награду с формулировкой «за создание новой поэтической выразительности в рамках американской песенной традиции». Сообщившая об этом постоянный секретарь Шведской академии, литературный критик, писатель и литературовед Сара Даниус подчеркнула, что решение по Дилану было принято участниками жюри единогласно. Конкурентами американца, который регулярно выдвигался на Нобелевскую премию, начиная с 1996 года, на этот раз были японский писатель Харуки Мураками, кенийский писатель Нгуи Ва Тхионго, норвежский драматург Юн Фоссе, американский классик Филипп Рот, а также сирийский поэт Адонис и американский прозаик Дон Делило. Но в итоге престижную награду, а заодно и восемь миллионов шведских крон (около 923 тысяч долларов), получил 75-летний бард, в мае этого года выпустивший свой 37-й студийный альбом.

Наверное, нет никакого смысла в связи с решением академиков в очередной раз пересказывать творческую биографию Дилана — книг о нем написано около полусотни, одних только официальных биографий выпущено свыше полутора десятков. Помимо этого, сам Боб выпустил пять сборников своих стихов, экспериментальный роман «Тарантул» (1971) и еще шесть книг со своими набросками и рисунками. Его пластинки разошлись тиражом более 100 миллионов экземпляров. Если суммировать многочисленные опросы, ежегодно определяющие «самого-самого музыканта всех времен и народов», то Дилан твердо занимает в этом сводном рейтинге звезд второе-третье место, уступая только The Beatles и конкурируя с Элвисом Пресли.

https:www.youtube.com/embed/rnKbImRPhTE

Только, в отличие от «короля рок-н-ролла», новоиспеченный нобелевский лауреат прославил себя и активной гражданской позицией, пусть это и было в далекие 60-е годы прошлого века. За былые заслуги в мае 2012 года президент США Барак Обама наградил музыканта Президентской медалью Свободы, одной из высших гражданских наград Соединенных штатов. Имеется в активе у Дилана и «Оскар», полученный в 2000 году за лучшую песню к фильму («Things Have Changed» вошла в саундтрек к картине «Вундеркинды» с Майклом Дугласом в главной роли).

Разумеется, внимание нобелевского комитета привлекли не чисто литературные опыты Дилана — его «Тарантул», написанный в стиле «потока сознания», проигрывает даже по сравнению со словесными упражнениями Джона Леннона, которые хотя бы читаются забавно. Но именно Дилан был первым, кто скрестил два пласта современной культуры: популярную музыку, вне зависимости от направления — рок это, фолк или кантри, и настоящую поэзию. Его учителями были валлийский поэт Дилан Томас, в честь которого музыкант взял себе псевдоним, и американский исполнитель народных песен Вуди Гатри. Но, в отличие от последнего, Боб Дилан отошел от простого исполнения американского песенного фольклора, начав сочинять собственные композиции, без всякого преувеличения изменившие мир.

https:www.youtube.com/embed/e7qQ6_RV4VQ

«У него чертовски хорошие песни, которые сопровождают меня всю мою жизнь, но я не знаю, хорошая ли это поэзия. 99 процентов его песен рассыпаются, когда читаешь их тексты», — пусть это высказывание шведского издателя и эксперта по Нобелевским премиям Сванте Вейлера по итогам последнего объявления лауреатов останется на его совести. Даже простой математический подсчет показывает, что Вейлер существенно занизил вклад Дилана в мировую культуру. Из примерно 500 песен, созданных Диланом, не менее полусотни вошли в его «золотой фонд». Это минимум 10 процентов, мистер Вейлер.

«Музыкальные способности у Боба не очень высокие, — говорил в свое время лидер Dire Straits Марк Нопфлер, работавший над несколькими альбомами Дилана в конце 70-х — начале 80-х годов. — Но его уровень владения гитарой или роялем никак не влияет на ту музыку, что он создает. Даже если он играет какую-нибудь примитивную мелодию, она у него звучит очень сильно. Это еще раз подтверждает, что главное не техника, а душа, которую музыкант вкладывает в свое дело».

Песни, обессмертившие Дилана, любой человек, более или менее знакомый с современной музыкой, назовет не задумываясь. «Blowin In The Wind», «A Hard Rain's a-Gonna Fall», «The Times They're A-Changin», «Subterranean Homesick Blues», «Like a Rolling Stone», «Just Like a Woman», «All Along the Watchtower», «Lay Lady Lay», «Knockin' on Heaven's Door», «Hurricane». А ведь это только верхушка айсберга (частично занесенная на вечное хранение в Библиотеку Конгресса США), и мы избавим читателя от перечисления всех шедевров нобелевского лауреата.

https:www.youtube.com/embed/vWwgrjjIMXA

Конечно, кому-то песни Дилана могут показаться не слишком оригинальными, образы — чрезмерно сюрреалистичными и запутанными, а позиция автора — довольно неопределенной, ведь в творческом активе Боба есть как гражданские гимны, так и пресные христианские нотации. В середине 60-х, когда он увлекся настоящим роком, его освистали поклонники фолк-музыки, позже, увлекшись кантри, он подвергся обструкции уже со стороны друзей-рокеров. Но, наверно, это нормально — не может ведь исполнитель все свою 50-летнюю карьеру заниматься исключительно одним и тем же, не обращая внимания на меняющийся мир. Но весь мир вынужден был признать значимость его творчества.

 В 1997 году в Болонье папа Римский Иоанн Павел II произнес перед двухсоттысячной аудиторией проповедь, основанную на образах дилановской «Blowin’ in the Wind». Песню «Like a Rolling Stone» читатели одноименного журнала признали величайшим музыкальным треком всех времен. Пусть оценка меломанов субъективна, но как быть как минимум с сотней каверов на эту песню?

Песня «Mr. Tambourine Man», по завещанию Хантера С.Томпсона, звучала на его похоронах в 2005 году, а свое самое известное произведение «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» американский писатель посвятил Бобу Дилану именно за эту композицию. Кстати, критики до сих пор спорят, чему посвящена сама песня: марихуане или господу богу? Как не дает им покоя  «All Along the Watchtower», сделавшая звездой первой величины перепевшего ее Джимми Хендрикса. О чем она? Прочтите ее текст, возможно, у вас появятся собственные варианты. Песня была признана «шедевром недосказанности», но это не помешало Борису Гребенщикову в своем «Трамвае» напрямую процитировать Дилана: «Многие здесь считают жизнь шуткой,  Но это не наша судьба» («There are many here among us who feel that life is but a joke. But you and I, we’ve been through that, and this is not our fate»).

https:www.youtube.com/embed/OeP4FFr88SQ

К слову, если говорить о влиянии Дилана на российских исполнителей, то, возможно, самая эпичная песня отечественного рока (тут опять дело вкуса), «Уездный город N» Майка Науменко, по большому счету является калькой с дилановской «Desolation Row». Эта 11-минутная композиция, насчитывающая несколько сотен слов, по утверждению автора, была написана им во время поездки в такси.

Кстати, песни Дилана цитируют не только коллеги по цеху. Сотрудники британского журнала The BMJ, проанализировав тысячи статей по медицине, нашли в них 727 цитат из песен Боба Дилана. Самой цитируемой оказалась «The Times They are a-Changin'» — на нее медики сослались 135 раз, на «Blowin' in the Wind» нашли 36 отсылок.

«Искусство — это непрекращающийся хоровод иллюзий», — сказал как-то сам Дилан. Тем, кто сейчас недоумевает по поводу его Нобелевской премии, следует почаще задумываться над этой фразой. А заодно и переслушать кое-что из его творчества. Это никогда не помешает.

Петр Бологов
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Один бигфут оказался равен 900 барибалам

Исследователь выявил связь между популяцией медведей и числом сообщений о встречах со снежными людьми