Компания «Яндекс» выпустила свой голосовой помощник под названием Алиса. Алиса умеет подсказывать пользователю погоду или заведения поблизости, а в случае сложных запросов выдает ответ в виде поискового запроса. Разработчики утверждают, что использование нейросетей позволило сделать ответы помощника «живыми» и похожими на беседу с реальным человеком. На данный момент Алиса доступна в приложении Яндекс для Android и iOS, а также в бета-версии приложения для Windows. Об этом сообщается в блоге Яндекса.
Благодаря распространению смартфонов, а также развитию технологий компьютерного распознавания голоса, почти в каждом мобильном устройстве есть тот или иной голосовой помощник. Изначально многие из них были привязаны к платформе компании-разработчика, например, помощник Siri работает только на устройствах компании Apple. Многие компании, такие как Google и Microsoft, выбрали другой путь, и сделали такие программы кроссплатформенными.
Теперь свой голосовой помощник для разных платформ выпустил и Яндекс. Ранее он уже был доступен в публичной бета-версии приложения Яндекс, теперь же компания запустила его для всех пользователей. Как и аналогичные программы, такие как Siri или Google Assistant, Алиса умеет отвечать на голосовые или текстовые запросы пользователя на разные темы, к примеру, о погоде, местоположении или различных фактах.
За обработку этих запросов отвечает SpeechKit — набор технологий для распознавания и интерпретации запросов, а также синтеза речи. Помимо этого компания использовала для обработки запросов нейросети. По утверждению разработчиков, это помогает системе постоянно обучаться и улучшать качество ответов, а также разговаривать с пользователем на естественном языке.
Голосовой помощник доступен в приложении Яндекс для Android и iOS. Помимо мобильных платформ, Яндекс выпустил бета-версию приложения для компьютеров под управлением Windows, а также планирует в ближайшее время добавить Алису в Яндекс.Браузер.
Недавно Яндекс выпустил систему Яндекс.Авто, позволяющую управлять мультимедийными системами автомобилей. Как и в случае с голосовым помощником, эта система напрямую конкурирует с аналогичными системами от Apple и Google — CarPlay и Android Auto.
Григорий Копиев
Стоит ли доверить языковым моделям рецензирование научных статей?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Большие языковые модели (LLM) все чаще используют, чтобы писать статьи и рецензии. Это тревожит ученых. Например, в марте 2025 года материал, посвященный этой теме, вышел в журнале Nature. Казалось бы, кто как не ученые должны ратовать за прогресс. Однако у них есть весомые поводы для беспокойства: LLM склонны к галлюцинациям и пока не способны понимать заложенные в них знания, а повальное делегирование академической работы искусственному интеллекту создает риски для всей системы научного знания.