Древнеиндийский манускрипт состарил 0 на 500 лет

Символ ноля оказался на полтысячелетия старше, чем считалось ранее. Такое открытие сделали исследователи из университета Оксфорда, которые провели радиоуглеродный анализ манускрипта Бакшали — одного из древнейших примеров решения математических задач. Об этом сообщается на сайте библиотеки университета.

Манускрипт Бакшали (англ. Bakhshali manuscript) — это документ, найденный в 1881 году на территории современного Пакистана. Этот манускрипт считается одним из древнейших документов в истории индийской математики. С начала XX века он хранится в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета. Из-за хрупкости материала (манускрипт сделан из бересты) его точная датировка до сих пор не была определена; анализ стиля письма и находящейся в нем информации указывал на то, что документ датируется периодом IX-XII века.

Исследователи Оксфордского университета проанализировали манускрипт Бакшали при помощи радиоуглеродного анализа — метода измерения возраста биологических останков путем измерения содержания в материале радиоактивных изотопов. Такой анализ позволил ученым датировать манускрипт II-IV веком нашей эры. Особенность этого открытия заключается в том, что математический документ содержит множество написаний ноля в форме точки для обозначения «заполнителя» чисел (например, в числе 100 для обозначения отсутствия десятков и единиц). Отнесение документа к такому раннему периоду указывает на то, что цифра ноль на самом деле на пять веков старше, чем ранее считалось: самым древним упоминанием ноля до сих пор являлась настенная запись в храме в городе Гвалиор в Индии — написанное там число 270 датируется концом девятого века.

Недавно мы писали о том, как 3700-летняя вавилонская табличка оказалась самой древней тригонометрической таблицей. Также здесь вы можете пройти тест, выпущенный в честь юбилея знака равенства (в этом году ему исполнилось 460 лет).

Апериодический паркет избавили от зеркальных плиток