Перспективное аэротакси проекта Vahana, разрабатываемое подразделением A3 европейского авиастроительного концерна Airbus, получит систему автономной посадки на основе лидара и инерциальных датчиков. Согласно сообщению подразделения, испытания системы, разрабатываемой компанией Near Earth, уже состоялись.
Разработа аэротакси проекта Vahana началась в феврале прошлого года. Летательный с вертикальными взлетом и посадкой будет выполнен по схеме конвертоплана с передним и задним поворачивающимися крыльями. На консолях каждого крыла будут размещены по четыре электромотора с воздушными винтами. Летательный аппарат предполагается сделать беспилотным.
Благодаря новой системе автоматической посадки аэротакси сможет учитывать все особенности рельефа места, в котором предстоит приземлиться. Благодаря ей аппарат сможет увидеть деревья и другие мешающие посадке объекты, а также перепады высот.
В системе компании Near Earth используется направленный вниз лидар, который во время посадки ведет постоянное сканирование поверхности и формирует трехмерную картину ландшафта. Корректировка трехмерной картины производится дополнительно с помощью инерциальных датчиков, фиксирующие пространственные перемещения аппарата.
Летные испытания системы автономной посадки состоялись в июне 2017 года; ее установили на беспилотник — уменьшенную модель аэротакси. Как ожидается, полноразмерный прототип аппарата проекта Vahana будет собран и испытан до конца года.
В конце июля текущего года стало известно, что подразделение A3 практически полностью собрало корпус перспективного аэротакси проекта Vahana и скоро приступит к установке бортовых систем, батарей и электромоторов на аппарат. Уже собранный корпус практически полностью выполнен из углепластика.
Согласно предварительным планам, Vahana будет перевозить либо одного пассажира, либо какой-нибудь груз. Беспилотный конвертоплан будет оборудован системой уклонения от столкновения с препятствиями и другими летательными аппаратами. Выполнять полеты аэротакси будет строго по заранее заданным маршрутам, незначительно отклоняясь от них только в случае, если потребуется избежать столкновения.
В сентябре 2016 года разработкой электрического аэротакси для пассажирских перевозок занялся американский авиастроительный концерн Boeing. Концепт перспективного аппарата предполагает создание вертолета поперечной схемы, при которой вращающиеся в противоположные стороны несущие винты будут установлены на перпендикулярное фюзеляжу крыло.
Василий Сычёв
Компания Joby Aviation готовится к сертификации и первым коммерческим полетам
Компания Joby Aviation, занимающаяся разработкой электрических аэротакси, сообщила об успешном летном испытании, в котором аэротакси Joby S4 под управлением пилота впервые перешло к полностью горизонтальному полету с полным поворотом роторов и опорой на крыло. Первый такой полет состоялся над испытательным полигоном в городе Марина, штат Калифорния, 22 апреля 2025 года под управлением летчика-испытателя Джеймса Денхама. После этого компания провела целую серию полетов с выполнением этого маневра. Ранее переход к полностью горизонтальному полету проходил только с дистанционным управлением, а пилотируемые полеты выполнялись на малых скоростях с частично наклоненным роторами. Испытания являются этапом подготовки к процедуре сертификации в FAA, а также подтверждают готовность аэротакси к началу летных тестов в Дубае в середине 2025 года. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте компании.