Псевдоспутник Airbus разбился на 64 день полета

Беспилотный самолет с солнечными панелями Airbus Zephyr 8 разбился после 64 дней полета, сообщает Simple Flying. Airbus подтвердил окончание полета, не раскрыв его причины. Самолету не хватило менее суток, чтобы побить рекорд продолжительности полета, установленный в 1959 году. Тем не менее, он побил свой же рекорд длительности беспилотного полета, который составлял 26 дней.

Zephyr относится к активно развиваемому в последние годы классу аппаратов — псевдоспутникам. Это беспилотные самолеты или стратостаты, которые могут летать на высоте 20–25 километров на протяжении месяцев. К примеру, в 2020 году стратостат Loon провел в воздухе без посадки более 300 дней. Благодаря большой высоте и длительности полета псевдоспутники могут постоянно покрывать сигналом или снимать большую территорию, поэтому по своим характеристикам они занимают промежуточное положение между наземными базовыми станциями или классическими самолетами для аэрофотосъемки и спутниками.

Проект Zephyr был основан в начале 2000-х годов британской компанией Qinetiq, впоследствии его выкупил концерн Airbus. Zephyr 8 представляет собой беспилотный самолет с размахом крыла 25 метров и массой всего 75 килограмм. На верхней и боковых поверхностях самолета установлены солнечные панели, питающие два двигателя. Днем они также заряжают аккумуляторы, которые затем отдают энергию двигателям ночью. Airbus предлагает использовать Zephyr для обеспечения связи и съемки с воздуха.

В 2018 году Zephyr установил рекорд продолжительности полета среди беспилотных самолетов, пробыв в воздухе 26 дней. 15 июня 2022 года Airbus запустил самолет в очередной полет, который, вероятно, мог стать самым продолжительным в истории, побив рекорд 1959 года. Тогда двое американских пилотов организовали многодневный полет с периодической беспосадочной дозаправкой с земли: под самолет подъезжал пикап, с которого пилоты на ходу получали топливо и еду. В результате им удалось продержаться в воздухе 64 дня, 22 часа и 19 минут. Подробнее об этом полете можно прочитать на сайте Ассоциации лётчиков и владельцев самолётов.

Airbus не освещал новый испытательный полет своего псевдоспутника над пустыней в американском штате Аризона, но поскольку он был оборудован системой автоматического зависимого наблюдения-вещания (ADS-B), любители авиации следили за самолетом через публично доступные сервисы в интернете. 19 августа они заметили, что Zephyr снизил высоту полета с обычных 18-21 километра до 14. А затем во время поворота он начал снижаться со скоростью более 20 метров в секунду и вскоре перестал передавать какие-либо данные, вероятно, упав и разрушившись.

Представитель Airbus подтвердил изданию Simple Flying, что Zephyr «столкнулся с обстоятельствами, которые привели к окончанию полета», а также отметил, что никто из сотрудников не пострадал. Компания отмечает, что получила большой объем ценных данных за более чем 1500 часов полета, которые помогут развивать проект в дальнейшем.

Помимо аппаратов с солнечными панелями есть и проекты беспилотных самолетов, получающих энергию от двигателя внутреннего сгорания, но способных на многодневные полеты. В прошлом году беспилотник Vanilla Unmanned установил рекорд для такого типа самолетов, проведя в воздухе более восьми дней.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Boom Supersonic начала рулежные испытания демонстратора сверхзвукового лайнера

Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету

Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».