Беспилотный самолет с солнечными панелями Airbus Zephyr 8 разбился после 64 дней полета, сообщает Simple Flying. Airbus подтвердил окончание полета, не раскрыв его причины. Самолету не хватило менее суток, чтобы побить рекорд продолжительности полета, установленный в 1959 году. Тем не менее, он побил свой же рекорд длительности беспилотного полета, который составлял 26 дней.
Zephyr относится к активно развиваемому в последние годы классу аппаратов — псевдоспутникам. Это беспилотные самолеты или стратостаты, которые могут летать на высоте 20–25 километров на протяжении месяцев. К примеру, в 2020 году стратостат Loon провел в воздухе без посадки более 300 дней. Благодаря большой высоте и длительности полета псевдоспутники могут постоянно покрывать сигналом или снимать большую территорию, поэтому по своим характеристикам они занимают промежуточное положение между наземными базовыми станциями или классическими самолетами для аэрофотосъемки и спутниками.
Проект Zephyr был основан в начале 2000-х годов британской компанией Qinetiq, впоследствии его выкупил концерн Airbus. Zephyr 8 представляет собой беспилотный самолет с размахом крыла 25 метров и массой всего 75 килограмм. На верхней и боковых поверхностях самолета установлены солнечные панели, питающие два двигателя. Днем они также заряжают аккумуляторы, которые затем отдают энергию двигателям ночью. Airbus предлагает использовать Zephyr для обеспечения связи и съемки с воздуха.
В 2018 году Zephyr установил рекорд продолжительности полета среди беспилотных самолетов, пробыв в воздухе 26 дней. 15 июня 2022 года Airbus запустил самолет в очередной полет, который, вероятно, мог стать самым продолжительным в истории, побив рекорд 1959 года. Тогда двое американских пилотов организовали многодневный полет с периодической беспосадочной дозаправкой с земли: под самолет подъезжал пикап, с которого пилоты на ходу получали топливо и еду. В результате им удалось продержаться в воздухе 64 дня, 22 часа и 19 минут. Подробнее об этом полете можно прочитать на сайте Ассоциации лётчиков и владельцев самолётов.
Airbus не освещал новый испытательный полет своего псевдоспутника над пустыней в американском штате Аризона, но поскольку он был оборудован системой автоматического зависимого наблюдения-вещания (ADS-B), любители авиации следили за самолетом через публично доступные сервисы в интернете. 19 августа они заметили, что Zephyr снизил высоту полета с обычных 18-21 километра до 14. А затем во время поворота он начал снижаться со скоростью более 20 метров в секунду и вскоре перестал передавать какие-либо данные, вероятно, упав и разрушившись.
Представитель Airbus подтвердил изданию Simple Flying, что Zephyr «столкнулся с обстоятельствами, которые привели к окончанию полета», а также отметил, что никто из сотрудников не пострадал. Компания отмечает, что получила большой объем ценных данных за более чем 1500 часов полета, которые помогут развивать проект в дальнейшем.
Помимо аппаратов с солнечными панелями есть и проекты беспилотных самолетов, получающих энергию от двигателя внутреннего сгорания, но способных на многодневные полеты. В прошлом году беспилотник Vanilla Unmanned установил рекорд для такого типа самолетов, проведя в воздухе более восьми дней.
Григорий Копиев
Первые поставки заказчикам запланированы на 2025 год
Компания Doroni Aerospace показала новое видео полета разрабатываемого ею полностью электрического двухместного персонального летательного аппарата H1. Полет внутри ангара на небольшой высоте от пола впервые происходил под управлением находящего на борту пилота, сообщает издание New Atlas.