За последние годы язык пользователей российской социальной сети «ВКонтакте» значительно усложнился — к такому выводу пришел социолог из Высшей школы экономики Иван Смирнов. По его наблюдениям, сегодня авторы постов употребляют длинные слова намного чаще, чем девять лет назад. Смирнов назвал свое открытие цифровым эффектом Флинна, но пока затрудняется объяснить причины, лежащие в его основе. Статья доступна на сервере препринтов ArXiv.org.
Вопрос о том, каким образом активное использование социальных сетей влияет на языковые навыки современников, до сих пор остается открытым. Очень многих беспокоит принятый в них стиль написания сообщений, для которого характерно использование смайликов, аббревиатур, пренебрежение знаками пунктуации и заглавными буквами. При этом, хотя в СМИ периодически появляются статьи, называющие манеру общения в социальных сетях причиной распространения неграмотной речи, достоверных сведений о связи между сетевой активностью и ухудшением грамотности пока не обнаружено.
В своей работе Смирнов решил проанализировать сообщения пользователей «Вконтакте» за 2008–2016 годы. Социолог включил в выборку 1,3 миллиарда слов, написанных 940 тысячами пользователей из Санкт-Петербурга в возрасте от 15 до 60 лет. В профилях участников исследования присутствовала информация о том, какую школу они закончили. Единственным критерием сложности постов служила длина использованных в них слов: автор отказался от других критериев — средней длины предложения и количества сложных слов — из-за того, что к постам в социальных сетях их применить трудно.
Из анализа были исключены хэштеги и слова, содержащие три одинаковые буквы подряд, например «аааааа». Чтобы убедиться, что длина слов действительно коррелирует с уровнем сложности текста, Смирнов сопоставил этот показатель с репутацией школ, которые закончили участники исследования (она вычислялась на основе результатов ЕГЭ). Как и ожидалось, пользователи из более «сильных» учебных заведений писали более сложные посты.
Выяснилось, что с возрастом люди начинают чаще употреблять длинные слова. Рост этого показателя наблюдается до 30 лет и после 40 — последнее может объясняться несовершенством выборки, так как пользователей старше сорока «Вконтакте» намного меньше, чем из других возрастных групп. Сложность постов также выросла со временем в целом. Пик усложнения постов пришелся на октябрь-ноябрь 2010 года. Вероятно, это связано с тем, что в 2010 году основатель соцсети Павел Дуров «забрал стену», превратив ее в микроблог.
Также Смирнов заметил интересный факт: 15-летние подростки в 2016 году использовали более сложный язык, чем пользователи всех возрастов в 2008-м. Он назвал это цифровым эффектом Флинна (Джеймс Флинн в 1984 году выявил статистический феномен, который выражается в постепенном повышении среднего коэффициента интеллекта (IQ) с течением времени как в отдельных странах, так и в целом по миру). При этом социолог отметил, что возросшая сложность постов не связана с годом регистрации пользователей в социальной сети.
По мнению Смирнова, результаты его работы указывают на то, что использование социальных сетей не ведет к деградации языка. Более того, ученый утверждает, что в современных условиях языковые практики трансформируются, помогая создавать более сложные тексты.
Тем не менее, следует отметить, что объектом исследования Смирнова была лишь одна социальная сеть, поэтому на основе его работы делать глобальные выводы рискованно. Кроме того, его выборка нуждается в дополнительном анализе на основе других критериев. Возможно, в будущем объяснить наблюдаемую закономерность помогут долгосрочные исследования.
Сегодня социальным сетям посвящено множество исследований. Например, ученые выяснили, что количество фолловеров в Twitter зависит от расы и пола пользователя, а также то, что после смерти общего знакомого пользователи в Facebook становятся ближе друг к другу. Недавно ученые доказали эффект «социального пузыря» — он выражается в том, что люди, получающие информацию из социальных медиа, потребляют менее разнообразный контент по сравнению с теми, кто читает новости «большого интернета». Дополнительно о том, как социальные сети искажают наше представление о реальности, можно прочитать в нашем материале.
Кристина Уласович
Израильские ученые выяснили, что надписи на черепках, найденных в крепости времен Иудейского царства, принадлежат 12 разным воинам, минимум трое из которых входили в постоянный гарнизон. Для этого они использовали алгоритм компьютерного зрения, а также провели почерковедческую экспертизу. Ученые сделали вывод о высоком уровне грамотности офицерского корпуса в Иудее на рубеже VII–VI веков до нашей эры: предположительно, существовала и развитая система образования для их подготовки. Заодно в ходе исследования выяснилось, что специалист судебно-почерковедческой экспертизы выполняет свою работу эффективнее компьютерного алгоритма. Статья опубликована в журнале PLOS One.