Частная компания Moon Express, занимающаяся разработкой космических аппаратов для полета на Луну, рассказала о своих планах по постройке новых кораблей и заявила, что планирует в 2020 году развернуть автоматизированную базу на Южном полюсе Луны и доставит на Землю образцы лунного грунта. Об этом сообщает ArsTechnica.
Moon Express — одна из компаний, участвующих в конкурсе Lunar XPRIZE. Для получения премии участникам необходимо спроектировать, построить и отправить на Луну космический аппарат. Аппарат должен осуществить мягкую посадку на поверхность спутника Земли, продемонстрировать способность передвижения на расстояние не менее 500 метров и передать на Землю фотографии и видео в высоком разрешении. Призовой фонд премии составляет 30 миллионов долларов, 20 из которых достанутся первой команде, выполнившей заданные условия до конца 2017 года.
Ранее Moon Express уже сообщала о том, что готова к отправке аппарата MX-1E к Луне в рамках конкурса Lunar XPRIZE, однако теперь компания рассказала о дальнейших планах. Moon Express планирует в ближайшие годы построить три новых аппарата MX-2, MX-5, и MX-9, которые будут различаться конструкцией и грузоподъемностью. Корабли будут использоваться для разведки поверхности Луны и посадки на нее.
MX-9, например, сможет доставить на Луну 500 килограммов груза и способен работать после в качестве автономной станции. Кроме того, в состав MX-9 входит зонд, который сможет вернуться на Землю с пробами грунта. Если все пойдет по плану, компания планирует основать «лунную станцию» уже в 2020 году. По словам представителей Moon Express, они намерены предоставить доступ к образцам научному сообществу и коллекционерам.
Стоит отметить, что первый полет Moon Express запланирован на этот год на борту ракеты Electron, однако первый тестовый запуск новозеландской ракеты завершился неудачей, поэтому на данный момент неизвестно, удастся ли доставить MX-1E на Луну в срок.
Ранее Джефф Безос, основатель Amazon и аэрокосмической компании Blue Origin, рассказал, что планирует доставлять грузы на Луну с помощью космического корабля Blue Moon. Blue Origin намерена сосредоточиться не на пилотируемых полетах, а на грузоперевозках для потенциально возможной лунной колонии. Корабль Blue Moon будет принимать на борт 4,5 тонны груза, а для запуска планируется использовать разные ракеты, среди которых Atlas V, а также разрабатываемые SLS и New Glenn, последнюю из которых разрабатывает сама Blue Origin. При этом компания сможет начать доставку грузов уже с середины 20-х годов.
Она сделала это со второй попытки
Ракета ZhuQue-2 китайского стартапа Landspace стала первой метановой ракетой, успешно достигшей околоземной орбиты. Она сделала это во время второго испытательного полета, сообщается на сайте Spacenews.com. В настоящий момент сразу несколько компаний занимаются созданием ракет, которые будут работать на топливной паре «метан—жидкий кислород», например Starship компании SpaceX, Vulcan компании United Launch Alliance, Neutron компании Rocket Lab, свою ракету делает и «Роскосмос». Метан считается более выгодным топливом по сравнению с керосином, больше подходит для многоразовых двигателей и его производство потенциально можно наладить на Марсе. Однако пока что попытки полетов в космос были только у трех метановых ракет: Starship поднимался до 39 километров, после чего взорвался, ракета Terran 1 американской компании Relativity Space не смогла достичь орбиты из-за сбоя двигателей, а ракета ZhuQue-2 китайской частной компании Landspace смогла достичь высоты 400 километров, однако тоже потерпела неудачу из-за сбоя работы второй ступени. Вечером 11 июля 2023 года ZhuQue-2 во второй раз стартовала с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби, после чего ее вторая ступень достигла орбиты, что было подтверждено данными наблюдений Космических сил США, обнаружившими объект на солнечно-синхронной орбите с параметрами 431 на 461 километров и наклонением 97,3 градуса. Ракета не несла никакой полезной нагрузки. Еще один пуск ZhuQue-2 может состояться до конца этого года, ракета способна выводить до шести тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту или до четырех тонн на солнечно-синхронную орбиту. Ранее мы рассказывали о том, как Relativity Space отказалась от ракеты Terran 1 ради более мощной метановой ракеты Terran R.