Шведская компания Volvo в рамках программы испытаний Drive Me привлекла к управлению беспилотным автомобилем обычных людей, не являющихся техническими экспертами или сотрудниками компании. Об этом сообщается на сайте компании.
Volvo уже некоторое время испытывает беспилотные автомобили на базе XC90, однако до сих пор ими пользовались специалисты компании, занятые отладкой системы управления. В рамках программы Drive Me, которая запланирована на 2017 год, Volvo намерена выделить 100 автомобилей, которыми будут управлять обычные люди без участия инженеров.
Программа Drive Me сначала будет опробована в Швеции, а затем автомобили будут протестированы и в других странах, в том числе в Австралии, Англии и Китае. По словам представителей Volvo, такой подход позволит понять некоторые нюансы использования беспилотных автомобилей неспециалистами. В частности, компанию интересует, в каких именно дорожных условиях и как часто пассажиры на самом деле будут активировать беспилотный режим.
Первыми обычными людьми, получившими беспилотный автомобиль в свое распоряжение, стала семья Хайн из Гётеборга (Швеция). Volvo не уточняет, на каких именно условиях участники программы получают автомобиль в свое пользование, однако из формулировки «клиенты компании» можно предположить, что беспилотный автомобиль выдается бесплатно людям, уже владеющим другой машиной от Volvo.
Для сбора информации о дорожной ситуации Volvo использует семь радаров, 12 ультразвуковых датчиков и пять камер (передняя с трифокальной линзой), установленных по периметру автомобиля. Кроме того, система использует фронтальный лидар с углом обзора в 130 градусов, навигационный GPS-модуль, а также 3D-карту окружающего мира, которая расположена в облачном хранилище и постоянно обновляется в соответствии с собранной информацией.
Система управления от Volvo соответствует третьему уровню автоматизации вождения по классификации SAE, поэтому речь не идет о полностью автономном прохождении маршрута — водитель в начале поездки должен указать пункт назначения, после чего бортовой компьютер отобразит на карте участки маршрута, на которых возможно перемещение в автономном режиме. Для передачи управления автомобилю водитель должен нажать на два подрулевых лепестка с мигающими зелеными индикаторами и отпустить их после того, как зеленый свет станет постоянным. Незадолго перед завершением участка для автономного режима автомобиль уведомит водителя о необходимости перейти в режим ручного управления или самостоятельно остановится, если человек не отреагирует на сигнал системы.
Кроме Drive Me беспилотные автомобили Volvo используются и в других пилотных проектах. Например, в декабре 2016 года Uber начала использовать 16 беспилотных XC90 для перевозки пассажиров в Калифорнии. Практически сразу Департамент транспортных средств штата запретил компании использовать эти машины на дорогах общего пользования и Uber перевезла автомобили в Аризону.
Она поможет трактористам снизить риск потери слуха
Корейские инженеры изучили природу и характеристики шума, попадающего в кабину работающего трактора воздушным путем. С помощью звукоизоляции щелей и испытаний на стенде в полубезэховой камере они добились снижения высокочастотной нагрузки на водителя почти вдвое. Исследование опубликовано в Scientific Reports. В некоторых профессиях существуют факторы риска, которые способствуют развитию тех или иных специфичных заболеваний. Известно, что водители тракторов имеют более высокие шансы потерять слух, нежели представители большинства других профессий. Сообщалось также, что изменение шума в кабине сказывается на производительности труда трактористов. По этой причине инженеры вместе с физиками активно ищут способы борьбы с этим вредным фактором. Существует два общих пути, по которым шум попадает в кабину: структурный и воздушный. Первый вызван вибрациями конструкционных элементов, из которых сделана кабина, и доминирует на частотах ниже 250 герц. Второй проникает через разнообразные щели и отверстия и как правило имеет высокие частоты. Несмотря на общее понимание того, как с ним бороться, в литературе нет данных о влиянии звукоизоляции на отдельные частоты воздушного шума. Неизвестно также, какие именно компоненты работающей техники вносят основной вклад в такой шум. Ответить на эти вопросы смогло исследование корейских инженеров под руководством Ён Джуна Пака (Young‑Jun Park) из Сеульского национального университета. Исследователи провели испытания с работающим трактором в полубезэховой камере и разобрались, из чего состоит воздушный шум, проникающий в кабину. Исследователи показали, что звукоизоляция щелей способна ощутимо снизить этот вредный фактор. Техника, использованная в эксперименте, обладала четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 104,5 киловатта. Авторы проверяли шум от работы трактора на 16 передачах переднего хода, а также на нейтральной передаче. Для этого они размещали в салоне испытательный стенд с двумя микрофонами, имитирующими уши тракториста. Инженеры измеряли звуковое давление в обоих каналах в зависимости от показаний тахометра и усредняли его по шкале А . С ростом передачи шум немного возрастал от 87 до 89 децибел и был больше с правой стороны. Анализ спектрограмм показал, что основными источниками звука в кабине трактора были кратные частоты шума от двигателя, шум впуска и выпуска, шум шестерен трансмиссии и входной шестерни гидравлического насоса, а также шум шин. Наиболее целесообразным при этом было бороться со звуком на частотах, выше 500 герц. С помощью звуковой камеры исследователи выявили более 20 тысяч квадратных миллиметров площади, которую требовалось звукоизолировать. Она включала себя пространство между машинным отделением и приборной панелью, отверстие в задней части кабины и щель вокруг рычага стояночного тормоза. Авторы обработали эти места с помощью полиуретановой пены, резиновых втулок, а также двухмиллиметровой стальной пластины. Измерения показали, что такая процедура снизила шум в кабине в среднем на 4-6 децибел, что эквивалентно снижению звукового давления внутри кабины наполовину. Авторы считают, что их наработки позволят в будущем повысить безопасность и эффективность сельскохозяйственных работ. Шум мотора мешает не только водителю, но и окружающим. О том, как с этим борются на автогонках, мы рассказывали в материале «Тише едешь».