Более сотни нобелевских лауреатов, в том числе и российских, подписали открытое письмо в адрес Greenpeace и других экологических организаций, которые проводят политику обструкции ГМО и, в частности, противостоят внедрению в бедных странах трансгенного «золотого риса». Текст письма и список подписантов доступны на сайте, там же транслировалась пресс-конференция, посвященная этой инициативе.
Инициаторами кампании стали Ричард Робертс из биотехнологической компании New England Biolabs и Филипп Шарп, нобелевский лауреат 1993 года, получивший премию за открытие интронов в генах эукариот. Ученые призывают Greenpeace «пересмотреть мировой опыт фермеров и потребителей биотехнологической продукции, признать результаты исследований авторитетных научных организаций и регуляторных агентств, прекратить кампанию против «ГМО» в целом и против золотого риса в частности».
Золотой рис — это генно-инженерный сорт риса, который был создан с целью компенсировать недостаток витамина А у могих жителей юго-восточной Азии и в Африке. По оценкам ВОЗ, около полумиллиона человек в мире ежегодно необратимо слепнут в результате такого авитаминоза.
В геном золотого риса, который создатели раздают бесплатно, введены гены ферментов, которые обеспечивают синтез предшественника витамина А, каротина (вещества, которое, например, придает оранжевый цвет моркови). Около 100-200 грамм зерен такого риса ежедневно обеспечивают суточную потребность человека в витамине А (речь идет о втором поколении сорта). Однако внедрение нового сорта на Филлипинах и в других странах тропической Азии натолкнулось на сопротивление местных фермеров, которые выступали против генно-модифицированных растений и даже нападали на исследовательские центры, где проводились полевые испытания. Некоторые экологические организации, в том числе Greenpeace, поддержали противников ГМО, называя трансгенные растения небезопасными, а последствия их внедрения — непредсказуемыми. Ситуацию с авитаминозом в тропической Азии так и не удалось кардинально изменить до сих пор.
В ответ на вопрос, почему ученые выбрали в качестве адресата своего обращения именно Greenpeace, Ричард Робертс, выступавший на пресс-конференции в Вашингтоне рассказал, что авторы инициативы рассматривают именно эту организацию в качестве лидера в мировой анти-ГМО кампании. Он подчеркнул, что Greenpeace обладает большим авторитетом для других экологов, но при этом в формировании своей позиции «полагается на научные исследования только тогда, когда это выгодно для сбора пожертвований» (в качестве примера Робертс привел позицию Greenpeace по глобальному изменению климата, которое экологи признают в качестве глобальной проблемы). «Мы ученые. Мы понимаем логику науки. Нетрудно видеть, что то, что делает Greenpeace [по вопросу ГМО] — вредно и антинаучно» — сказал Робертс в разговоре с корреспондентом The Washington Post. Подробнее о позиции разных экологических организация по вопросу ГМО можно прочитать здесь.
В последние дни к вопросы ГМО приковано повышенное внимание. Ранее, 24 июня, американский сенат ввел обязательную маркировку для генно-инженерных продуктов, а в России законодельно запретили выращивать ГМ-растения и разводить ГМ-животных. Интересно, что среди проголосовавших за этот законопроект в первом чтении есть и нобелевский лауреат Жорез Алферов. Он же указан как подписант нынешнего письма в защиту ГМО.
Александр Ершов
Управлять им может один человек
Инженеры из немецкого стартапа FORMIC Transportsysteme разработали полуавтоматическую систему для транспортировки тяжелых крупногабаритных грузов. Ее основной компонент — шестиколесные роботизированные платформы, каждая из которых способна перевозить на себе до 2,5 тонн груза. Несколько робоплатформ могут объединяться в единую группу с грузоподъемностью до 37,5 тонн, автоматически отслеживая и синхронизируя движения между собой, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Когда в ограниченном пространстве производственного цеха требуется переместить объект, который имеет большие габариты и массу (крупногабаритный станок или другое тяжелое промышленное оборудование), то в такелажных работах задействуют подкатные роликовые системы перемещения. Они представляют собой отдельные небольшие тележки на роликах с плоской опорой для груза сверху. Несколько тележек подкатываются под груз и каждая принимает часть общей массы на себя. Однако существенным минусом такого подхода остается необходимость вручную контролировать дальнейшее перемещение груза. Инженеры из стартапа FORMIC Transportsysteme, созданного на базе Технологического института Карлсруэ, разработали роботизированный вариант подкатных платформ, с помощью которых можно автоматизировать процесс перемещения массивных крупногабаритных грузов. Каждая платформа представляет собой отдельного самодвижущегося робота на шести колесах — по три с каждой стороны. Благодаря такой конструкции робоплатформа способна двигаться вперед, назад, разворачиваться на месте, а также преодолевать небольшие неровности, встречающиеся на пути. https://www.youtube.com/watch?v=6JOdteRghJg Самостоятельно каждая платформа системы может перемещать на себе груз массой до 2,5 тонн и может поднимать грузы, расположенные на минимальной высоте от пола около 25 мм. Отдельные платформы способны объединяться в группу и действовать совместно как единое целое. В этом случае модули отслеживают и синхронизируют свое взаимное положение и перемещение с помощью встроенных видеокамер, а также обмениваясь радиосигналами. Управляет системой оператор с помощью пульта с джойстиками, на экране которого отображается текущее положение всех модулей, а также их взаимная ориентация относительно друг друга. К примеру, можно заставить платформы повернуть груз на месте вокруг вертикальной оси, проходящей через выбранную оператором точку. Для того чтобы выполнить эту команду, все составляющие группу модули автоматически разворачиваются на месте на нужные углы таким образом, чтобы их совместное движение в результате приводило к повороту установленного на них объекта вокруг заданной точки. Благодаря этому можно совершать точные маневры с грузом в ограниченном пространстве. https://www.youtube.com/watch?v=sKYYZj0_y0g На данный момент максимальное возможное число модулей в рое ограничено пятнадцатью из соображений безопасности управления ими, но в будущем количество может быть увеличено. Общая грузоподъемность пятнадцати робоплатформ составляет 37,5 тонн, однако, по словам разработчиков, для большинства работ будет достаточно трех, а управлять перемещением груза может один человек. Старт продаж системы должен начаться в этом году. А вот если груз упакован в контейнеры массой не более 25 килограмм, то не исключено, что работу с таким грузом в недалеком будущем можно будет доверить человекоподобному роботу Apollo, разрабатываемому американской компанией Apptronik. Несмотря на то, что Apollo позиционируется как робот общего назначения, на первое время его основной деятельностью должна стать работа с грузами на складах и в производственных помещениях.