Полное прохождение

Исследуем историю ходьбы и решаем, стоит ли вставать с дивана

Людям не нужно двигаться, чтобы выжить — это осталось в прошлом. Более того, научно-технический прогресс обеспечил нам комфортную жизнь с минимумом физических нагрузок. Организация доставки буквально чего угодно на дом и успешный переход на дистанционную работу в пандемию доказали: при желании люди могут не выходить из дома месяцами. Но возможна ли полноценная здоровая жизнь при минимуме физической активности? Насколько регулярная ходьба вообще свойственна человеку? Вместе с Группой «Эталон» и проектом жилого квартала Shagal мы попробовали ответить на эти вопросы, рассмотрев взаимосвязь качества жизни и активного хождения человека в разные исторические эпохи.

Жилой квартал Shagal создан с учетом концепции 15-минутного города. До необходимой инфраструктуры и услуг, благоустроенных парков, прогулочных маршрутов и многофункциональных пространств можно комфортно добраться пешком из любой точки района. Это сделано для того, чтобы жителям было не только приятно и безопасно ходить пешком, но хотелось делать это регулярно.

Рождение ходьбы

Важное отличие homo sapiens от человекообразных обезьян — это способность к длительному прямохождению и передвижению на двух ногах. Существует несколько гипотез, описывающих пути возникновения прямохождения.

Наиболее известная из них принадлежит Фридриху Энгельсу и предполагает связь прямохождения с появлением орудий труда: руками человек изготавливал или держал орудие, а перемещаться ему приходилось на двух ногах. Однако в 2018 году исследователи сообщили, что наши предки стали ходить на прямых ногах еще 3,6 миллиона лет назад, то есть задолго до появления первых орудий труда.

В 2017 году антропологи предположили, что переход к прямохождению произошел, когда граница между грудным и поясничным отделами у предков человека сместилась с 13-го на 12-й позвонок. Благодаря этому сформировался лордоз — изгиб позвоночника, который помогает удерживать равновесие при перемещении на двух ногах.

Вслед за прямохождением у человека появилась и обувь, которая обеспечила комфортную ходьбу и возможность бегать на большие расстояния. Пользоваться обувью люди начали от 40 до 27 тысяч лет назад в среднем палеолите. Кроме того, ученые обнаружили образцы и более «молодой» обуви, дошедшей до нас в отличном состоянии. Например, 5500-летний кожаный ботинок из пещеры Арени.

Собирательство и охота были единственными стратегиями выживания человека примерно до конца мезолита. Затем человечество постепенно перешло от охоты и собирательства к земледелию и животноводству в ходе неолитической революции. Некоторые группы людей продолжили вести образ жизни охотников-собирателей, но большинство объединились и организовали поселения возле полей и территорий, где удобно было культивировать растения и держать одомашненных животных.

Оседлая жизнь вовсе не подразумевала отказ от активного образа жизни: направив силы на поддержание хозяйства, полностью отказаться от охоты и собирательства люди все равно не могли. Увеличение производительности труда и более эффективное использование ресурсов привели к росту численности населения и разделению труда, а в конечном итоге — возникновению письменности, что и ознаменовало окончание доисторического времени.


Шагаем по Древнему миру

В Древнем Мире люди пришли к относительно оседлой жизни, но оставались мобильными. Возникновение первых древних государств было тесно связано с захватническими походами. Для удобства передвижения люди начали строить дороги. Одни из самых первых дорог появились в Древнем Риме. По некоторым из них можно было передвигаться не только пешком, но и на вьючно-верховом транспорте — повозках.

Тогда же стал формироваться культ активного и здорового тела. Этому способствовало возникновение Олимпийских игр в Древней Греции. В разные времена Олимпийские игры включали в себя множество разновидностей состязаний: гонки на колесницах, кулачный бой, метание диска и другие. При этом самым первым олимпийским видом спорта был бег. Павсаний, автор II века, в «Описании Эллады», рассказывая историю Олимпиад, указывал, что древний царь Эндимион в качестве приза за победу в беге выставил свое царство. Впрочем, это конкретное соревнование проводилось лишь между его сыновьями.

Сохранилось немало свидетельств путешествий жителей Древнего мира. Одно из наиболее захватывающих – отчет о путешествии жреца Ун-Амона, отправленного верховным жрецом из египетских Фив в Библ для покупки кедра, необходимого для строительства священной барки бога Амона. Во время путешествия Ун-Амону пришлось пережить множество злоключений – он был обворован, около месяца ему не удавалось наладить контакт финикийцами, чтобы договориться о покупке кедра, его преследовали жители Дора, которых по дороге в Библ он сам обокрал – несмотря на это, кедр раздобыть ему удалось, однако его поход (попеременно то пеший, то на корабле) занял больше года.

Страдающее Средневековье

В середине IV века вторжение гуннов в Западной Римской Империи положило начало активному перемещению людей. Это явление принято называть Великим переселением народов. Некоторые историки считают, что дополнительным толчком к массовой миграции послужил период климатического пессимума раннего Средневековья — общее похолодание климата в Европе, продолжавшееся несколько столетий после римского климатического оптимума. Это повлекло за собою уход людей из неблагоприятных регионов в районы с более мягким климатом.

Одна из отличительных черт эпохи Высокого Средневековья — христианские крестовые походы, в узком смысле направленные на освобождение религиозных святынь, а в широком — проводимые с целью обращения в христианство и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе.

Средневековье как исторический период в целом отличается большим количеством военных походов и крупных миграций населения. Вместе с тем новое измерение приобрела и оседлая жизнь: в эпоху Средневековья возник особый общественно-экономический уклад — феодализм. Основным экономическим ресурсом считалась земля, которая находилась в собственности крупных землевладельцев.

Несмотря на более оседлую жизнь в деревнях и городах, по разным причинам в Средние века люди активно путешествовали. Некоторые пешком могли преодолевать от 15 до 20 миль в день в хороших погодных условиях. В случае плохой погоды или же плохого состояния дороги, типичное расстояние в день могло составлять от 6 до 8 миль. Тележка могла проезжать около 12 миль в день. Верхом на одной лошади можно было преодолевать от 20 до 25 миль в день. Богачи и чиновники могли менять лошадей – тогда они могли проезжать от 30 до 40 миль в день.

Хождение по морям

Следующий период в истории человечества называют Новым временем. «Новым» этот период можно считать благодаря расцвету светской науки и культуры — в этом смысле его противопоставляют духовно-культурному упадку Средневековья. В это же время зарождается классический гуманизм. Это движение, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и основа построения человеческого общества.

Европейская цивилизация начинает распространяться в отдаленные районы мира. Новое время — это эпоха масштабных путешествий и, в частности, Великих географических открытий. Европейцы, находившиеся в поиске новых торговых партнеров и товаров, открывали доселе неизвестные земли и морские пути в Африку, Америку, Азию и Океанию.

Символом эпохи Великих географических открытий принято считать каравеллы — парусные суда, благодаря которым стало возможно отправляться в дальние путешествия. Но кроме того, это время известно и длительными «прогулками» по суше. Открытые путешественниками земли впоследствии тщательно изучались. Выходцы из Европы открывали для «цивилизованного» мира ранее неизвестные виды животных, растений и драгоценных ресурсов.

Для России эпоха Нового времени также была «активным» периодом: со второй половины XVI до конца XVII века шел процесс открытия, покорения и освоения Сибири первопроходцами. Русские казаки и служилые люди постепенно продвигались на Восток к Камчатке, попутно захватывая или мирно присоединяя земли сибирских народов. Передвижение преимущественно было водное, по притокам рек. Передвижение пешком в основном осуществлялось в местах водораздела.

Новое время — весьма длительный период в жизни человечества. Путешествиям и активному передвижению людей позднее способствовало не только мореходство, но также развитие технологий (промышленные революции и индустриализация) и проектирование новых видов транспорта.

В 1811 году Джон Блекинсоп спроектировал первый рабочий локомотив на пару. Первый автомобиль с бензиновым двигателем появился позже — в 1885 году Карл Бенц сконструировал Benz Patent-Motorwagen, а в 1888 году первым в мире организовал серийный выпуск автомобилей. На улицах городов появились автобусы, трамваи, грузовики, мотоциклы. Новые виды транспорта ворвались в жизнь человека и вскоре стали его неотъемлемой частью. Передвигаться и путешествовать стало проще: теперь человеку совсем не обязательно было много ходить пешком, однако транспорт, по крайней мере личный, все еще был доступен далеко не всем.

С развитием техники путешествовать становилось легче и намного быстрее. Около 70 дней заняло путешествие Колумба через Атлантический океан в 1492 году. При этом в 1819 году первый в истории пароход «Саванна» пересек Атлантический океан всего за 29 суток и 11 часов.

Лучше дома посижу

Начало периода Новейшего времени (Новейшей истории), в котором мы живем, пришлось на первую половину XX века. Самые крупные мировые войны, революции и миграции населения выпали именно на этот исторический период. Вместе с тем продолжалось бурное развитие технологий. Одним из наиболее значимых событий XX века стало рождение космонавтики — людям наконец удалось покинуть Землю и выбраться в космос.

Тем временем на Земле новейшие технологии оказались доступны широким слоям населения. Личные автомобили заполнили городские улицы. Путешествия стали привычной частью жизни. Однако, благодаря распространению транспорта и возросшей мобильности, люди в определенном смысле стали не более, а менее активны. В частности, со снижением физической активности связано и то, что за последние 40 лет количество людей, страдающих ожирением, по оценке ВОЗ выросло на 430 миллионов человек.

Сегодня благодаря развитию технологий и транспорта мы можем добраться практически до любой точки мира в кратчайшие сроки. В 2019 году перелет лайнера Boeing 787-9 австралийской авиакомпании Qantas из Нью-Йорка в Сидней стал самым долгим беспосадочным авиарейсом. Общее время полета составило 19 часов 14 минут. За это время лайнер преодолел целых 16309 километров.

Проблемой дефицита активности в повседневной жизни человечество было обеспокоено еще в конце XIX века. К этому времени в США обнаружили, что сидячие офисные работники («белые воротнички») страдают от различных «болезней изобилия» — так иногда называют заболевания, которые обычно считаются результатом увеличения благосостояния в обществе. Часто такие заболевания связаны с сидячим образом жизни и дефицитом физических нагрузок. Для борьбы с ними были разработаны многочисленные системы упражнений — так зародилась современная концепция физической культуры. Позднее комплексы упражнений модифицировались, а физкультура была введена в систему образования.

Нынешняя популярность фитнеса, скандинавской ходьбы, фитнес-трекеров, а также других способов отследить и повысить свою активность обусловлена ничем иным, как заметным дефицитом ходьбы в повседневной жизни. Несмотря на динамичность эпохи, все вокруг располагает к тому, чтобы за весь день почти не передвигаться пешком.

Путешествия пешком сегодня — скорее спорт или хобби, нежели необходимый способ добраться из точки А в точку Б. Автомобили, поезда, самолеты, корабли — современный человек волен выбирать среди огромного разнообразия транспортных средств наиболее комфортное и удобное, в зависимости от расстояния, которое необходимо преодолеть.

На 2019 год в мире насчитывалось более миллиарда автомобилей. За день человек нередко преодолевает пешком совершенно ничтожные расстояния: не считая прогулок из комнаты в комнату, чаще всего это путь до машины и обратно. В то же время для взрослых людей средней возрастной группы (18-64 лет) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует следующую норму физической активности:

«Взрослые люди в этом возрасте должны уделять не менее 150 минут в неделю занятиям аэробикой средней интенсивности, или не менее 75 минут в неделю занятиям аэробикой высокой интенсивности, или аналогичному сочетанию физической активности средней и высокой интенсивности».

Антропоцентричный вектор развития городов находит свое отражение в планировании новых жилых районов и даже городов. Приоритетными для градостроителей становятся вопросы создания здоровой и безопасной среды для всех пользователей территории. Да и сама территория рассматривается скорее как место оказания качественных услуг, пользуясь которыми жители захотят больше времени проводить в своем районе.

К примеру, создавая жилой квартал Shagal, Группа «Эталон» в первую очередь разработала зеленый каркас территории: парки, скверы, пешеходные бульвары и улицы. А после в него «вписали» в него архитектуру и продуманные точки притяжения в шаговой доступности. Создатели проекта буквально просчитали, сколько шагов потребуется жителям первой очереди, для того, чтобы позавтракать в кафе, добежать до школы или посетить выставку современного искусства на набережной Марка Шагала:

  • 5 минут, чтобы дойти до набережной
  • 2 минуты, чтобы дойти до магазина
  • 7 минут, чтобы дойти до фитнес-зала
  • 10 минут, чтобы дойти до пекарни

Шагать для здоровой жизни

Период пандемии, изоляция, дистанционная работа и обучение продемонстрировали, что по крайней мере жители крупных городов могут долго не покидать место жительства. Необходимые продукты питания и товары можно заказать на дом. Работать и учиться онлайн во многих случаях оказалось более чем возможно. Но какие последствия сопровождают такой образ жизни?

Движение — естественная потребность человеческого тела. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ в организме, улучшает работу сердца и дыхания. Малоподвижный образ жизни грозит возникновением гиподинамии — ограничения двигательной активности. Гиподинамия может быть причиной — либо способствовать усугублению уже имеющихся — неинфекционных (хронических) заболеваний (НИЗ), к которым относятся, например, некоторые сердечно-сосудистые и хронические респираторные заболевания, а также диабета и раковых заболеваний.

Следствием гиподинамии часто может быть избыточный вес, один из основных факторов риска развития НИЗ. В контексте пандемии особенно важно помнить об этом, поскольку сопутствующие заболевания вроде НИЗ — основные факторы риска для пациентов с COVID-19. Изоляция и ограничения в передвижении по городу и между странами ограничивают физическую активность. В перспективе это может привести к гиподинамии и связанным с ней НИЗ.

ВОЗ рекомендует соблюдать стандартные нормы физической активности. Организация отмечает, что регулярные упражнения и ходьба помогают снизить высокое артериальное давление, контролировать свой вес, уменьшить риск сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта, диабета 2 типа и различных видов рака — неинфекционных заболеваний, которые повышают уязвимость перед коронавирусом.


Уроки прошлого

Сегодня у нас есть возможность, не нуждаясь в машине времени, заглянуть в прошлое и обнаружить там аргументы в пользу регулярной ходьбы: за состоянием немногих уцелевших племен охотников-собирателей пристально следят ученые. Например, члены танзанийского племени хадза большую часть времени проводят на ногах в поисках пропитания.

Из необходимости хадза проходят не менее десяти километров в день. И даже во время длительного отдыха — как выяснилось, период неактивности у некоторых из хадза достигает 10 часов в день — нагружают мышцы сильнее, чем типичный человек из развитой страны, потому как сидят не на стульях, а на корточках или коленях. Благодаря этому хадза почти не страдают от проблем с венами и костями. Возникновение остеохондроза у них связано с наследственностью или травмами. При этом у хадза нет проблем с лишним весом. В старости представители племени могут похвастаться нормальными показателями артериального давления и уровня холестерина.

Для современного человека, в отличие от племен охотников-собирателей, движение — не условие выживания, но точно путь к здоровой жизни. Согласно рекомендациям ВОЗ, ходьба улучшает состояние мускулатуры и костей, снижает риск развития гипертонии, ишемической болезни сердца, инсульта, диабета и депрессии.

Регулярные физические активности ответственны за поддержание нормального веса. Кроме того, результаты ряда исследований указывают, что физические нагрузки благоприятно влияют на состав микробиоты кишечника, необходимой для нормального пищеварения, обмена веществ и устойчивости к инфекциям. Возможно, сейчас самое удачное время, чтобы немного пройтись, при этом, конечно, соблюдая социальную дистанцию и меры индивидуальной защиты.



Кьяра Макиевская

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.