Генетики подтвердили маршрут лангобардов во времена Великого переселения народов

Генетикам удалось подтвердить правильность средневековых источников: судя по генетическим данным, лангобарды — одно из германских племен, захватившее в VI веке почти весь Апеннинский полуостров, действительно пришли туда с севера, говорится в Nature Communications. К такому выводу пришли исследователи после анализа геномов 63 человек, похороненных на лангобардских кладбищах. К тому же оказалось, что основой общества лангобардов были большие группы родственников — мужчин высокого статуса. Они играли ключевую роль в создании общин, которые возникли после переселения.

Во время Великого переселения народов в 300-700 годах нашей эры племена с севера и востока Европы захватывали территории сначала существующей, а потом бывшей Западной Римской империи. Одним из таких племен были лангобарды (или ломбарды), которые в начале новой эры жили на юге Скандинавского полуострова. В I веке они мигрировали на северо-восток Германии, а к концу V века поселились в римской провинции Паннония, которая находилась на территориях современной Венгрии и Австрии. В 568 году лангобарды захватили большую часть Апеннинского полуострова и основали королевство, которое существовало более 200 лет, до 774 года.

О социальной структуре общества лангобардов, в основном, известно из средневековых источников и археологических изысканий. По социальному устройству они делились на знать, свободных людей, прикрепленных к земле крестьян и рабов. Богатейшими людьми королевства были король и герцоги, жившие в своих поместьях, остальные представители знати жили, по большей части, в городах и были ненамного богаче торговцев.

Чтобы лучше изучить социальную организацию общества лангобардов, их пути миграции и родственные связи, палеогенетики, археологи и историки из шести стран под руководством Иоханнеса Краузе (Johannes Krause) из Института изучения истории человечества Общества Макса Планка в Йене, Давида Карамелли (David Caramelli) из Флорентийского университета и Кришны Вирамаха (Krishna Veeramah) из университета Стони-Брук проанализировали геномы 39 человек, похороненных на кладбище Солад в Венгрии и геномы 24 человек с кладбища Колленьо на севере Италии. Оба этих кладбища связаны с лангобардами.

Кладбище Солад, которое датировали 412-604 годами, использовалось какой-то мобильной группой людей, которые оставались на месте в течение жизни лишь одного поколения, около 20-30 лет. На кладбище Колленьо хоронили людей во время существования лангобардского королевства, в конце VI-конце VIII века. В качестве референтных исследователи использовали последовательности ДНК современных евразийцев из проектов «1000 геномов» и «Геномное разнообразие» фонда Саймонса, а также последовательности геномов 435 человек из Западной Евразии, живших в 6300-300 годах до нашей эры.

Кроме того, авторы работы использовали полученные ранее соотношения изотопов стронция в останках с кладбища Солад, и исследовали «изотопную подпись» в останках с кладбища Колленьо. Изотопы стронция позволяют определить, где родился человек и мигрировал ли он в течение жизни.

На кладбище Солад исследователи изучили останки из 45 захоронений, в которых хоронили несколько поколений лангобардской знати, в основном мужчин. По-видимому, они относились к знатным людям: в их рационе было довольно много мяса, в могилах были обнаружены украшения и оружие, а в одном из них — скелет лошади. Знатные люди, похороненные на венгерском кладбище были, в основном, из северной и центральной Европы. Но была и другая группа — семь человек — похороненные в простых могилах и без артефактов, эти люди происходили с юга Европы. Геномы 10 человек позволили определить степень их родства — они приходились друг другу родственниками в первом, втором и третьем поколениях.

На кладбище Колленьо в Северной Италии хоронили людей в течение многих поколений. Исследователи изучили 57 захоронений, сделанных приблизительно с 580 по 630 годы. Погребения группировались по принципу родства и исследователи нашли как минимум одну группу могил, в которых были похоронены родственники во втором и третьем поколениях. Большая часть умерших происходила с юга Европы, и только двое — из Центральной или Северной ее части. Генетически они были похожи на людей, живших на севере современной Венгрии во время бронзового века.

«Хотя нам нужно больше данных, результаты которые мы уже получили, подтверждают миграцию лангобардов с территории севернее Дуная и восточнее Рейна. По-видимому, это действительно было вторжение, описанное римлянами», — объясняет Кришна Вирамах. «Также вероятно, что в основе социальной структуры общества были большие группы родственников — мужчин с высоким статусом. И они были ключевыми при создании общин, которое началось после миграции в Италию».

Буквально на прошлой неделе генетики опубликовали исследование, в котором выясняли родственные связи алеманов — союза германских племен, существовавшего в раннем средневековье. Они хоронили своих умерших в семейных могилах, но понятие семьи трактовали довольно широко. Почти половина умерших в семейных склепах не имела отношения друг к другу.

В соляной шахте нашли детскую туфлю возрастом более 2000 лет