Предание гласит, что французский врач и ярый сторонник гедонизма Жюльен де Ламетри умер от того, что объелся на пиру в свою честь трюфельного паштета. Еще говорят, что императрица Екатерина I подорвала свое здоровье из-за кутежей на застольях. Сегодня традиция пиров и застолий уже не в чести, но раз в году даже приверженцам здорового образа жизни приходится нелегко. В неделю новогодних каникул и кулинарных безумий N + 1 рассказывает о том, какие деликатесные (и не очень) блюда могут оборвать не только праздник, но и жизнь — и сколько их нужно проглотить, чтобы нажить себе неприятности
Икра
Нужно просто взять неправильную рыбу
Икра — исключительно питательная и полезная субстанция, поскольку фактически это яйцеклетка рыбы с запасом веществ для роста и развития малька. Она богата разными аминокислотами и ненасыщенными жирными кислотами, которые, по разным данным, могут и зрение улучшить, и от инфаркта спасти. Однако из этого же следует, что переедать ее опасно — избыток жиров и аминокислот может аукнуться камнями в желчном пузыре или отложениями солей в суставах (о том, чем страшны эти отложения и причем тут подагра, мы рассказывали в тексте «Господская болезнь»).
Но иногда для отравления достаточно и гораздо более скромной порции икры — особенно если вам попалась икра усача. В России он обитает в Крыму и Краснодарском крае, а еще встречается в южной части Европы. Например, в 2011 году 11 человек отравились икрой усача в Молдове. А в 2018 году врачи сообщили о случае отравления этим деликатесом в Италии. 32-летняя женщина, которая ела икру за несколько часов до госпитализации, жаловалась на рвоту и диарею. Из-за схожести симптомов такое отравление иногда называют «усачевой холерой», но в отличие от обычной холеры, оно быстро проходит — уже спустя девять часов все симптомы у итальянки исчезли.
Примечательно, что токсична для человека только икра усача: муж женщины, которому досталось только филе рыбы, остался абсолютно здоров.
А вот что именно ядовитого содержится в икре, но не в теле самого усача, ученые до сих пор не понимают. Российские исследователи говорят о «яде небелковой природы», а их словенские коллеги считают, что во всем виноваты ненасыщенные жирные кислоты. Известно, по крайней мере, что у мышей они также вызывают отравление. Вероятно, в тех концентрациях, в которых они запасены в икре усача, ненасыщенные жирные кислоты перестают быть полезными.
Перепелка
Одной птицы вполне достаточно
Перепелки, которые когда-то были одним из главных блюд на большинстве пиров, сами того не желая, травили людей с незапамятных времен. Даже в Библии (Числа 11:31-34) упоминается случай, когда израильтяне заболели, объевшись перепелов на Синае. А французский военный инженер и картограф Гильом Левассер де Боплан, служивший в польско-литовской армии, во второй половине XVII столетия описывал «особый род перепелки с синими ногами и смертоносный для тех, кто ее съедает», который водился на территории современной европейской части России и Украины. И хотя никаких синеногих перепелок зоологи до сих пор не встретили, сегодня известно наверняка, что эти птицы могут быть ядовиты: в период сезонной миграции они накапливают в своих мышцах алкалоиды из семян полевого сорняка пикульника.
Перепелами люди травятся и до сих пор, поскольку отличить ядовитую птицу от безопасной на вид невозможно. Так, в 2014 году это случилось с 58-летним мужчиной из Турции: он съел перепелку, а через четыре часа заметил, что его моча потемнела. Еще через 12 часов его госпитализировали со всеми характерными симптомами. Неизвестно, сколько именно он успел съесть, но поскольку в истории болезни не указано, что это был его повседневный рацион, можно предположить, что и одной перепелки достаточно, чтобы отправить человека в больницу.
Перец
Смертельную дозу получить невзначай очень сложно, но отравиться можно и одним стручком
С 2011 года эдинбургский ресторан «Kismot» проводит традиционную акцию по сбору средств для Ассоциации детских хосписов Шотландии. Посетителям заведения предлагается съесть порцию Kismot Killer — мясного или овощного блюда с острейшей приправой карри. Если человеку удастся съесть целую порцию, он может за нее не платить. В 2011 году для двух посетителей попытка закончилась госпитализацией — по сообщениям свидетелей, несчастные корчились на полу от боли, пока их не забрали врачи скорой помощи. Руководство ресторана пообещало «охладить» блюдо к следующему году (но если верить меню, повара все еще считают его самым острым карри в мире).
В 2018 году к врачам обратился 34-летний участник другого состязания. За два дня до этого на конкурсе по поеданию красных перцев он съел один стручок каролинского жнеца — самого острого перца в мире — а теперь жаловался на сильнейшую головную боль. Компьютерная томография показала, что просветы его сонной и нескольких мозговых артерий сужены — и он получил диагноз «синдром обратимой церебральной вазоконстрикции». До этого врачи уже однажды обвинили кайенский перец в том, что тот вызвал спазм коронарных сосудов и инфаркт миокарда, поэтому и на этот раз врачи решили, что именно перец «пережал» мозговые сосуды. К счастью, через пять недель пациент полностью оправился.
Несмотря на то, что ни одного летального исхода после переедания острых перцев врачи еще не описали, прикинуть их смертельную дозу они пытаются давно. Так, в 1980 году тайские ученые подсчитали, что для того, чтобы убить 60-килограммового человека, ему нужно скормить целых два килограмма сушеных перцев чили.
Осьминог
Одно щупальце — и все
Корейский деликатес саннакчи можно попробовать на берегу океана — там, где водятся осьминоги Octopus minor. Главная особенность этого блюда — шевелящиеся отрезанные щупальца. Поскольку нейронов в каждом щупальце довольно много, некоторые рефлексы они сохраняют и после отделения от тела, а иногда и продолжают двигаться. И если их поедателю не повезет, то из пищевода они могут невзначай заползти в гортань, а оттуда — в дыхательные пути.
Вода (да!)
Минимальная летальная доза неизвестна, но восьми литров точно хватит
В 2007 году калифорнийская радиостанция «KDND» в прямом эфире проводила конкурс «Hold Your Wee for a Wii», в котором победитель мог получить игровую приставку Nintendo Wii, если выпьет больше всех воды, ни разу при этом не опустошив мочевой пузырь. Некоторые радиослушатели с самого начала заподозрили неладное и звонили на радиостанцию, напоминая, что употребление больших количеств воды может быть опасно для жизни. Но ведущие отшучивались — человек, мол, в основном состоит из воды, поэтому опасаться нечего.
На самом деле, вода не так уж и безопасна. Когда ее слишком много, развивается водное отравление: солей в тканевой жидкости перестает хватать на то, чтобы ее удержать, вода устремляется внутрь клеток, и они отекают. Наиболее это опасно в головном мозге: опухшие клетки давят на ствол мозга, нарушая работу дыхательного и сосудодвигательного центров.
Морковный сок
4 литра в день — уже чересчур
Здесь, как и в случае с водой, важно вовремя остановиться. Именно это и не удалось сделать в 1974 году 48-летнему приверженцу здорового образа жизни Бэзилу Брауну. Когда он рассказал своему лечащему врачу о плане выпивать почти по 4 литра морковного сока в день, тот попытался его остановить. На тот момент врачи уже знали, что при избытке витамина А, которым особенно богата морковь, в печени начинают разрастаться жировые клетки (клетки Ито) и соединительная ткань, а стенки сосудов, наоборот, разрушаются.
Излишки витамина А (в случае Брауна — более чем в десять тысяч раз выше нормы!) могли необратимо повредить печень. А поскольку мужчина своего врача не послушал, ровно это и случилось. Не прошло и десяти дней, как Браун заработал желтуху и токсический цирроз печени, от которого скончался через несколько дней. А у врачей появилось неоспоримое свидетельство тому, что большие дозы витамина А бывают действительно токсичны.
Лакрица
Вам потребуется 30 пачек — чтобы наверняка
В 2020 году в больницу с сердечным приступом попал 54-летний американец без каких-либо явных проблем со здоровьем. Оказалось, что калия в его крови было почти в два раза ниже нормы, причем восполнить его дефицит врачам не удалось. А поскольку без калия сердечная мышца сокращаться не может, через сутки мужчина скончался.
Позже, вспоминая обстоятельства его смерти, родственники рассказали, что в течение последних трех недель своей жизни мужчина ел по одной-две пачки лакрицы в день. После этого врачи сразу поняли, что произошло. Дело в том, что концентрацию калия в крови регулирует гормон надпочечников альдостерон. Но на его рецепторы может действовать и другой гормон надпочечников — кортизол — если в крови его оказывается особенно много. А такое бывает, когда в организме не работает фермент, разрушающий кортизол — и именно его блокирует глицирризиновая кислота, которая содержится в корне солодки и лакричных конфетах.
После публикации отчета об этом случае врачи обратились в FDA с просьбой обязать производителей указывать на лакричной продукции, сколько в ней содержится глицирризиновой кислоты и чем она может быть опасна. Ведомство отказалось, сославшись на то, что не занимается рассмотрением отдельных медицинских случаев — однако сейчас на их сайте есть статья об опасности лакрицы для людей старше сорока: FDA предупреждает, что злоупотребление продуктом может привести к нарушениям работы сердца.Кола
До смерти упиться можно, хотя пить придется годами
Врачи недолюбливают колу давно. Причин для этого несколько: например, вместе с ней люди получают слишком много сахара, а заодно и кофеина. И если долго этим злоупотреблять, можно довести свой организм до такого состояния, когда справиться с колой он будет не в силах.
Чрезмерная любовь к газировке привела к смерти 30-летней новозеландки Наташи Харрис в 2010 году. Среди друзей она славилась большой любовью к коле: ее муж в дальнейшем вспоминал, что супруга могла выпивать до десяти литров содовой в день. Причем вредило это не только ей: мало того, что без колы она начинала испытывать тревожность и проявлять все признаки абстиненции и удалила несколько поврежденных напитком зубов — один из ее восьми детей родился вовсе без зубной эмали (по крайней мере, впоследствии проводивший вскрытие патологоанатом и этот эффект списал на кислотность газировки).
Неизвестно, сколько длилась такая диета, однако за несколько месяцев до своей кончины женщина начала чувствовать сильную усталость и тошноту. И сама она, и ее семья списывали это на стресс. Но позже патологоанатом, который проводил вскрытие после того, как сердце Наташи остановилось, подсчитал, что каждый день она употребляла в два раза больше рекомендуемой дозы кофеина, а сахара — больше в 11 раз. «Если бы она не пила так много кока-колы, — заключил он, — то вряд ли умерла бы таким образом и при таких обстоятельствах». Компания «Кока-кола» свою вину в этой истории признавать отказалась: по словам ее представителей, нет никаких доказательств того, что в смерти новозеландки виновата именно газировка.
Вячеслав Гоменюк, Полина Лосева