Головоногие моллюски все чаще занимают место лабораторных мышей
Львиная доля биологических экспериментов сегодня проводится на мышах. По строению и физиологии они совсем как люди, а кое в чем даже лучше: плодятся быстро, изысканной еды и просторных апартаментов не требуют. И хотя мыши изучены вдоль и поперек, да и к работе с ними все привыкли, в ближайшие десятилетия в некоторых областях науки четвероногие грызуны могут утратить статус самых популярных лабораторных животных. Вытеснить мышей могут головоногие моллюски. Объясняем, чем они удобны и какие процессы в человеческом организме помогают объяснять.
Ученым-биологам часто приходится прибегать к опытам на модельных организмах, чтобы понять, как те или иные процессы протекают в теле человека и других животных, которых по тем или иным причинам нельзя исследовать непосредственно. Ожидается, что общие физиологические свойства и поведенческие черты модельных и целевых организмов позволяют перенести знания, полученные в результате экспериментов над первыми, на вторые.
В биомедицине и науках о поведении эксперименты с моделями востребованы на каждом шагу. Так как параметры моделей поддаются модификации, ученые ставят все новые и новые эксперименты в духе «что будет, если объект Х поместить в условия Y». Использование модельных животных (а порой и бактерий, грибов и растений) позволяют лучше понимать устройство человеческого тела и закономерности работы живых организмов вообще.
При этом набор видов, чьи представители применяются как животные модели, не очень велик. Отчасти это связано с традицией, взяв один организм, исследовать его с головы до пят в попытке понять о нем все что возможно. На остальных животных при этом остается куда меньше времени, сил и денег.
Но есть и другая причина: необходимо, чтобы животное соответствовало определенным критериям «модельности». Если мы хотим изучить механизмы зрения, глупо ставить эксперименты над представителями видов, которые слепы от рождения.
Но модельный организм должен отвечать и ряду других условий. Необходимо, чтобы работа с ним, в целом, не вызывала затруднений. Хорош тот, кто не требует много места, быстро взрослеет и обильно размножается, ест что дают и не нападает лишний раз на экспериментатора, да и убегать не стремится.
В последнее время к этому списку добавился еще один критерий — животное не должно быть слишком умным. В противном случае модельное животное поймет, что с ним творят что-то не то против его воли, ему будет страшно и неприятно. Поэтому в ряде стран запрещают экспериментировать на человекообразных обезьянах.
Зато всем перечисленным требованиям соответствуют лабораторные мыши — потомки домовых Mus musculus. За последний век ученые проделали над ними столько экспериментов, что определили все последовательности нуклеотидов в мышиных генах (то есть собрали полный мышиный геном), начали строить подробную карту связей мышиного мозга и научились выводить новые линии этих грызунов для специфических нужд.
Но в качестве животной модели даже мыши не идеальны. Дело в том, что любой модельный организм может в чем-то оказаться исключением. К примеру, грызуны в массе своей сами вырабатывают витамин С, но морские свинки не умеют этого делать (как и многие летучие мыши, и ряд приматов, включая человека), хотя по их внешнему строению и макроанатомии этого не скажешь. Поэтому данные, полученные на одном объекте, желательно проверять на другом.
И еще один аргумент: честно говоря, мыши не очень умны. У них есть какие-то внутригрупповые отношения, но не такие сложные, как у обезьян. А еще за их развитием было бы удобнее (и бескровнее) наблюдать, если бы их эмбрионы были прозрачными и развивались вне тела матери. С этой точки зрения головоногие моллюски — экспериментальные объекты получше.
Осьминоги, кальмары и каракатицы давно занимают умы биологов. Еще у Аристотеля одним из любимых объектов наблюдения была сепия, она же обыкновенная или лекарственная каракатица (Sepia officinalis).
В многотомном зоологическом трактате «История животных» древнегреческий философ рассказал, как эти животные размножаются и ускользают от опасности. Он думал даже, что отыскал сердце моллюска, митис, но позднейшие исследователи выяснили, что на самом деле это печень, а сердец у каракатицы целых три.
Было и обратное. Аристотель обнаружил у самцов этих головоногих половое щупальце, гектокотиль. Однако до XIX века считалось, что это не часть моллюска, а паразитический червь — очень уж часто гектокотили находили в отрыве от самцов где-нибудь в складках мантии самок.
Но современных биологов прежде всего заинтересовали глаза головоногих. Они устроены почти так же, как человеческие, только лучше. У нас и всех остальных позвоночных светочувствительная часть глаза, сетчатка, как бы вывернута наизнанку. Поэтому фоторецепторы находятся на максимальном удалении от источника света, а саму сетчатку пронзает зрительный нерв, из-за чего образуется слепое пятно. У головоногих моллюсков сетчатка не инвертирована, слепых пятен на ней нет.
До сих пор не вполне понятно, как так вышло, что у более древних и (якобы) примитивных организмов глаза устроены рациональнее, чем у такого, казалось бы, совершенного существа, как человек. Еще интересно, как у представителей совершенно разных эволюционных ветвей получились столь похожие структуры, ведь типов глаз на самом деле огромное множество.
Сегодня ученые склоняются к мнению, что мы имеем дело с примером конвергенции. Ген PAX6, управляющий развитием глаз, у людей и осьминогов представлен совсем разными вариантами, а сигнальный путь, который определяет у кальмаров развитие хрусталика, у нас управляет формированием конечностей. Тем интереснее изучать, какими глазными болезнями могут страдать головоногие.
Глаза — лишь часть нервной системы. А она у кальмаров, каракатиц и осьминогов интересна сама по себе, потому что представлена не нервной трубкой и ее выростами, как наша, а нервными узлами — ганглиями. Это принципиально другой тип устройства, в нем вычислительные мощности более распределены, чем в нервной системе позвоночных.
В нашем мозге концентрируется львиная доля нервных клеток, а на остальные компоненты нервной системы остается всего ничего. У обладающих ганглиями централизация не так сильно выражена и редко встречаются узлы, перетянувшие почти все нейроны на себя.
При этом умственные способности головоногих моллюсков не так уж сильно отличаются от человеческих. Как и у прочих моллюсков, нейроны головоногих существенно крупнее, чем аналогичные клетки позвоночных, а численно их меньше. Благодаря этому ученые научились отделять конкретные нейроны от общей массы и смотреть, как они себя ведут.
В 1930-е годы кальмар Doryteuthis pealeii помог Алану Ходжкину и Эндрю Хаксли установить, как образуется и проходит по клетке нервный импульс. Нейрон кальмара был достаточно крупным, чтобы видеть его тело и отростки невооруженным глазом. Это облегчило установку внутриклеточных стеклянных электродов, позволивших зарегистрировать разность потенциалов между нейроном и его окружением в покое и при активации этой клетки.
Так появились термины «потенциал покоя» и «потенциал действия». На них зиждется вся современная клеточная электрофизиология.
У крупных нейронов есть еще одно преимущество: в них умещается больше белка, РНК и ДНК. Поэтому на нервной системе головоногих проще проводить количественный анализ протеома (совокупности белков) и транскриптома (совокупности мРНК, кодирующих эти белки) отдельных клеток или даже конкретных синапсов — мест контакта нейронов с другими клетками.
Знать, какие мРНК и белки образуются в таких местах, необходимо, чтобы понимать молекулярные механизмы памяти. Тот факт, что при обучении, то есть формировании памятного следа в синаптических структурах, вырабатываются новые белки (не те, что в покое), впервые установили на моллюсках — правда, не на головоногих, а на брюхоногом морском зайце аплизии.
Матричная РНК осьминогов, кальмаров и каракатиц интересна сама по себе. В ней часто возникают модификации: ферменты ADAR (аденозиндезаминазы, действующие на РНК) превращают аденозин в другой нуклеотид — инозин. Это бывает и у насекомых, и у млекопитающих, но в десятки раз реже, чем у головоногих. Дело в числе сайтов, на которые могут садиться ADAR. У человека и дрозофилы такие сайты есть в 1–4 процентах всех мРНК, а у кальмаров, осьминогов и каракатиц — примерно в 50 процентах или даже больше.
Перекодирование РНК — а именно так называется перевод аденозина в инозин — в теории позволяет кодировать одним геном очень много белков. С гена (последовательности нуклеотидов ДНК) списывается несколько копий мРНК, и в каждой такой копии аденозиндезаминазы могут действовать по-разному. Получается несколько разновидностей рибонуклеиновой кислоты, кодирующих не совсем такой же белок, как изначальная мРНК.
Зачем частые модификации нужны головоногим моллюскам, не всегда понятно, но, по всей видимости, они напрямую связаны с работой нервной системы. Антарктическим видам редактирование ДНК позволило изменить структуру калиевых каналов, оптимизировав их для работы в холодной воде. Калиевые каналы встречаются на клетках многих типов, но играют особо важную роль в проведении нервного импульса. У наутилусов — это тоже головоногие, но умом они не отличаются — РНК модифицируется гораздо реже, чем у кальмаров, осьминогов и каракатиц.
Еще кодирование множества белков одним геном, по-видимому, замедляет эволюцию генома. Хорошо это или плохо, однозначно не скажешь, но ясно одно: раз умные головоногие прожили полмиллиарда лет с этой своей особенностью, значит, массированное редактирование РНК дало им нечто очень ценное и полезное. Скорее всего, «нечто ценное» в данном случае — это большая нейронная и, как следствие, поведенческая пластичность. Которую неплохо бы изучить подробнее.
Прежде чем перейти к рассказу о поведении головоногих, следует еще немного поговорить об их геноме. Хотя его эволюция и заторможена, он довольно сильно реорганизован по сравнению с геномом первой гипотетической билатерии (двусторонне-симметричного существа; к группе Bilateria относимся и мы с вами). Сделано это было, видимо, для того, чтобы кальмары и осьминоги могли эффективно сосуществовать с симбионтами — бактериями Vibrio fischeri и некоторыми другими микробами.
Ряд генов, участвующих в обработке световых стимулов кальмарами и осьминогами либо отвечающих за иммунные реакции, особым образом ведут себя в специализированном световом органе гавайского кальмара Euprymna scolopes. Люминесцентные бактерии обеспечивают моллюску камуфляж и задают ритм его внутренним часам.
В других необычных органах, нидаментальных железах, тоже присутствуют бактерии. Судя по всему, они помогают защитить яйца головоногих (сами железы присутствуют у самок и занимаются тем, что формируют оболочки вокруг их яиц).
Данные о строении генома Euprymna scolopes свидетельствуют, что световые органы развились из глаз как хранилища бактерий-симбионтов благодаря специализации «глазных» генов. Нидаментальные железы во многом преследуют те же цели, но их происхождение не такое, как у световых органов.
Получается, знания о строении ДНК кальмаров (на самом деле и каракатиц, и осьминогов) позволяют пролить свет еще и на эволюцию симбиотических отношений животных и бактерий. Они ведь не ограничиваются человеческим и мышиным «кишечным мозгом» и фекальными трансплантатами, о которых сейчас так много пишут (например, здесь, здесь и здесь).
Теперь самое интересное — поведение головоногих. Моллюсков стоило бы подробнее изучить только ради него.
В конце девяностых годов Дженнифер Метер (Jennifer A. Mather) из Летбриджского университета и Роланд Андерсон (Roland C. Anderson) из аквариума Сиэтла бросали в индивидуальные жилища восьми осьминогам-подросткам вида Enteroctopus dofleini по четыре пластиковые баночки из-под витаминов — две белые и две черные — в разной последовательности. (В скобках отметим, что подростки этого вида имеют массу более 10 килограммов, а взрослые особи — от 15 до 50, причем они нередко питаются себе подобными.)
В баночках был только воздух, поэтому они не тонули, а оставались на поверхности воды. Осьминоги подплывали к ним, хватали щупальцами, отбрасывали струей воды и снова хватали. Никакого адаптивного смысла в этих действиях не было, так что они вполне подходили под критерии игры. Как правило, через полчаса животные привыкали к игрушкам и теряли к ним интерес.
Ученые не просто так выбрали для эксперимента незрелых особей. Подростки больше взрослых склонны к исследовательскому поведению и менее опытны как охотники. Никого не удивляет, что щенкам и котятам матери приносят полузадушенную добычу, чтобы те учились с ней обращаться. Так почему умные головоногие не способны на подобное? Правда, необходимо отметить, что осьминоги вряд ли когда-либо встречаются с родителями, так как те умирают до вылупления потомства.
Так биологи открыли, что играть умеют не только млекопитающие и птицы, но и головоногие моллюски. До тех пор беспозвоночным чаще всего отказывали в способности к этому виду деятельности. Интереснее всего то, что игровое поведение у них и у нас почти наверняка развилось независимо. Общий предок человека и осьминога навряд ли обладал столь мощным мозгом, позволяющим осуществлять столь сложные и на первый взгляд ненужные действия.
Метер продолжила исследовать умственные способности осьминогов и занимается этим до сих пор. В середине двухтысячных она изучала, как обыкновенные осьминоги (Octopus vulgaris) играют в кубики Лего. Оказалось, что склонность к игровой деятельности у этого вида не зависит от пола и возраста особи — однако детальками культового конструктора интересуется все-таки не каждый осьминог.
Простыми играми интеллект головоногих не ограничивается. Осьминоги Octopus briareus отличаются друг от друга темпераментом, и это влияет на их поведение в новых ситуациях как на воле, так и в лаборатории.
Представители того же вида Enteroctopus dofleini, у которых Метер впервые обнаружила склонность к играм с пластиковыми баночками, в 2010 году показали, что способны различать людей. На каждого из двух незнакомцев осьминоги реагировали разной сменой окраски и противоположным направлением движения щупалец.
На головоногих можно изучать даже такую модную и, казалось бы, чисто человеческую способность, как поведенческая латерализация. Говоря простым языком, это разница в пользовании правой и левой сторонами тела.
Среди каракатиц, как и среди нас с вами, выделяются правши, левши и амбидекстеры, притом левшей больше и они чаще получают благосклонность самок. Это выявили, когда наблюдали за драками самцов гигантских австралийских каракатиц Sepia apama. «Праворукость» и «леворукость» определяли по тому, каким глазом особь чаще обращена к сопернику, с какой стороны она к нему подплывает и откуда бьет.
На этом видео самец каракатицы одной стороной, повернутой к другому самцу, маскируется под самку, чтобы его не прогнали, а другой стороной, повернутой к самке, демонстрирует свой истинный пол.
Правда, и у моллюсков-правшей есть свои преимущества. Поскольку их меньше, самцы в массе своей не привыкли сражаться с такими соперниками. Удары правшей часто неожиданны для противника, и поэтому правши имеют больший процент побед, чем левши. Это и позволяет им размножаться: самка с большей охотой соглашается быть с победителем турнира (хотя и его может отвергнуть).
Итак, осьминоги, кальмары и каракатицы — достойные модельные объекты для исследований генома и его эволюции; работы нервной системы, а конкретно зрения, памяти и обучения, в том числе транскриптомики и протеомики этих процессов; особенностей поведения, в том числе склонности к играм, умению владеть правой и левой сторонами тела и распознавать отдельных субъектов. И это не все, головоногих моллюсков можно изучать и для других целей.
Так за чем дело стало? Достаточно наловить головоногих, посадить их в аквариум, соорудить инкубаторы яиц (например, в Лаборатории морской биологии Чикагского университета их делают из обрезанных пластиковых бутылок) и разводить модельных животных в любых количествах.
Но тут есть сразу несколько затруднений. Во-первых, все головоногие — морские животные, а значит, им нужны аквариумы с тщательно настроенным составом воды и микроклиматом. Мало того, аквариумы занимают довольно много места.
Во-вторых, разным видам требуются не только неодинаковые температура и соленость, но и разная пища, и разный режим освещенности, и разное количество соседей. Многие головоногие активны преимущественно ночью, что затрудняет поведенческие наблюдения за ними.
В-третьих, самые умные моллюски, осьминоги, в массе своей индивидуалисты и вдобавок к этому каннибалы. Получается, что даже парами их селить рискованно и места для разведения осьминогов нужно особенно много. С кальмарами и каракатицами подобная проблема не стоит, наоборот, можно наблюдать за поведением разных моллюсков в группе.
В-четвертых, головоногие моллюски, как правило, живут недолго — от года до четырех-пяти лет. В большинстве случаев это очень мало, учитывая их размеры. Хорошо хоть головоногие успевают размножиться за свой непродолжительный век.
Интересно, что нечто подобное наблюдается и у интеллектуалов среди грызунов — крыс. Средняя продолжительность их жизни даже с учетом ветеринарного ухода и хорошего питания не превышает двух лет, в то время как звери сравнимого размера, шиншиллы, в неволе легко разменивают второй десяток.
Так работает «жидкая кожа» осьминогов, позволяя им мимикрировать под любую поверхность.
В-пятых, осьминоги, кальмары и каракатицы любят сбегать из ограниченных пространств, и им как мастерам маскировки это хорошо удается. Вполне может быть, что, находясь в лабораториях и океанариумах, они осознают свое тюремное положение и пытаются от него избавиться. И это подводит нас к самой главной проблеме.
Наконец, в-шестых, есть ощущение, что мы недостаточно хорошо понимаем головоногих моллюсков. Не знаем, на что в реальности способен их разум. Человеческий интеллект, по всей видимости, построен на совершенно других принципах — что в плане «харда», что в плане «софта». Сравнивать их и нас трудно, но может так оказаться, что по ряду параметров головоногие моллюски умнее.
Об этом часто задумываются работающие с ними ученые. Кто-то предлагает выработать специальные этические нормы для экспериментов с головоногими моллюсками. В Европейском Союзе этих животных сделали «почетными позвоночными» (о благополучии других беспозвоночных так не заботятся). Там при работе с головоногими нужно делать им анестезию, оберегать от серьезных стрессов и даже подвергать эвтаназии, если в противном случае боль и страдания неизбежны.
Пока центров изучения и разведения головоногих в исследовательских целях немного. Один из наиболее крупных находится в упомянутой выше Лаборатории морской биологии Чикагского университета. (В России, насколько известно автору, ученые таких моллюсков не разводят.) Но число публикаций об осьминогах, кальмарах и каракатицах в последние годы растет. Увеличивается и многообразие областей научного применения этих животных.
Так что, как знать? Может статься, что через полвека мы чаще будем видеть в лабораториях головоногих моллюсков, чем мышей.
Светлана Ястребова
Лучшие снимки конкурса European Wildlife Photographer of the Year 2025
24 октября German Society for Nature Photography (GDT) объявило победителей ежегодного конкурса European Wildlife Photographer of the Year, который существует уже четверть века. На этот раз жюри отметило 107 работ в восьми категориях и четырех специальных номинациях. Посмотрите на лучшие снимки этого года.