В одном из российских аэропортов началось тестирование биометрической платформы
Двадцать девятого октября российская компания «Группа ЦРТ» представила биометрическую систему для аэропортов, которая в перспективе должна сделать совершенно не нужными паспорт, посадочный талон и другие документы, необходимые сегодня для регистрации на рейс и посадки в самолет. Мы поговорили с разработчиками о том, как работает эта система и когда она станет доступна российским пассажирам.
Практически всем знакома схема посадки на борт пассажирского самолета: приезжаешь в аэропорт за два часа до рейса, подходишь к стойке регистрации, протягиваешь документы, ждешь, проходишь в зону таможенного контроля, протягиваешь документы, ждешь, выбираешь товары в Duty-free, на кассе протягиваешь деньги и документы, ждешь. А в промежутках между этими действиями люди, как правило, пытаются побороть скуку с омощью смартфонов, которые давно уже научились узнавать их по отпечатку пальца, фотографии лица или скану радужки. Более того, сегодня существуют целые магазины, чьи покупатели просто снимают товар с полки и уходят домой, а все распознавание и расчеты за них делает компьютер. Казалось бы, технологии давно способны упростить и значительно ускорить авиаперелеты для обычных пассажиров, но бумажные документы по-прежнему остаются главным инструментом для идентификации человека.
Впрочем, бумага скоро останется в прошлом — множество разработчиков из разных стран трудятся над тем, чтобы сделать привычные документы полностью ненужными, а некоторые уже переносят свои продукты в реальную жизнь. В нескольких аэропортах мира, к примеру в Сиднее, Вашингтоне и Дубае, система биометрической идентификации, заменяющая паспортный контроль, уже тестируется или находится на этапе внедрения.
Подобную систему сегодня внедряют и в России — ее создала российская компания «Группа ЦРТ», известная своими передовыми разработками в области распознавания голоса. Ее «голосовые» продукты регулярно занимают верхние строчки рейтингов различных соревнований, например недавнего INTERSPEECH-2018. «Группа ЦРТ» уже не первый год производит системы распознавания лиц, в том числе и для аэропортов. Однако раньше такая система могла лишь сопоставлять данные о пассажирах с базой розыска. Теперь компания применила свои алгоритмы для создания полноценной платформы биометрического контроля в аэропортах, интегрированной с другими системами аэропорта. Когда эта платформа заработает в штатном режиме, пассажиры смогут попасть в салон самолета без предъявления документов.
Будущий пассажир сталкивается с работой системы уже на этапе покупки билета через сайт или мобильное приложение. Главное отличие от обычного приобретения билета в онлайне заключается в том, что покупателю нужно будет сделать селфи на камеру смартфона или компьютера. Фактически в дальнейшем эта фотография и будет его посадочным талоном. Поскольку речь идет о замене официальных документов, разработчики применили систему многоуровневой проверки фотографии и паспорта, которая проверяет их подлинность и сверяет информацию о них с существующей базой данных (если они прежде уже регистрировались). Кроме того, алгоритм снабжен защитой от попыток обмануть его с помощью фотографии, маски или видеозаписи другого человека.
Фотография вместе с остальными данными о пассажире передается в информационную систему аэропорта вылета. После этого система автоматически распознает пассажира, когда он приедет в аэропорт. Пассажир сможет самостоятельно сдать багаж, пройти досмотр и таможенный контроль без паспорта, бумажного посадочного талона или его аналога на смартфоне. В Duty-free и залах ожидания повышенной комфортности его также узнают в лицо. Применение такой платформы удобно не только пассажирам, но и авиакомпаниям. К примеру, если человек уже прибыл в аэропорт, но опаздывает на посадку, авиакомпания учтет это и поторопит опаздывающего.
Распознавание лиц разработчики реализовали с помощью сверточной нейросети. Она принимает на входе видеопоток, выделяет на нем лица, а затем вычисляет для них множество биометрических характеристик, используемых для идентификации. Эта информация сопоставляется с базой данных не напрямую, а в виде хэшей. Если хэш пассажира в кадре совпал с хэшем из базы, система пропускает пассажира. Разработчики обучали алгоритм на реальных данных с видеокамер, установленных в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, стадионах и в других местах, где всегда многолюдно.
Директор по бизнес-развитию «Группы ЦРТ» Андрей Хрулев рассказал N + 1, что частота ложных срабатываний алгоритма во время тестирования на больших выборках составляет порядка одного случая на десятки тысяч, причем обычно ошибка вызвана тем, что лицо пассажира просто плохо видно видеокамере. В реальных условиях, по словам Хрулева, эта ошибка будет гораздо ниже. Дело в том, что у системы есть предварительные данные о том, кто именно собирается улететь в ближайшие часы. Следовательно, распознавание ведется не по всей базе, а лишь по тем сотням или тысячам пассажиров, которые готовятся к посадке на ближайшие рейсы.
Для случаев ложного отрицательного срабатывания, когда система не распознает пассажира, честно купившего билет, предусмотрены традиционные стойки регистрации и контроля, на которых можно будет предъявить паспорт. Кроме того, система научится узнавать пассажиров не только в лицо, но и по голосу — при звонке в колл-центр. Благодаря тому, что система будет точно знать, кто звонит, пассажир сможет не только получить справочную информацию, но и поменять детали своего полета.
«Группа ЦРТ» называет свою платформу открытой, подразумевая под этим не доступный всем и каждому код, а возможность ее интеграции с системами других производителей. К примеру, разработчики не стали создавать собственные системы регистрации, автоматизированного досмотра багажа и тому подобное, а сосредоточились на своей профессиональной области и «отточили» ее до уровня полноценной эксплуатации.
Компания уже начала развертывание системы в одном из российских аэропортов, но пока не раскрывает, в каком именно. Поскольку пока нормативная база авиаперелетов не позволяет полностью отказаться от паспортов и посадочных талонов, система работает в тестовом режиме. Пассажиры, как обычно, проходят через стойки регистрации и досмотра, а в это время платформа незаметно собирает данные в штатном режиме, отслеживая перемещения человека по кадрам с камер аэропорта. Точные сроки развертывания разработчики не называют, но «Группа ЦРТ» уверена, что уже в ближайший год ее биометрическая платформа заработает в тестовом режиме.
Григорий Копиев
Это показали популяционные данные более чем за 16 лет
Американские исследователи обнаружили, что во время проведения моторалли в близлежащих регионах число количество трансплантаций органов возрастает примерно на четверть по сравнению с четырехнедельным периодом до и после этих спортивных мероприятий. Отчет о работе опубликован в JAMA Internal Medicine. Смерти в авто- и мотоавариях служат одним из основных источников органов для трансплантации, в 2021 году в США их доля составила 11 процентов. Мотоциклисты, особенно без шлема, гибнут значительно чаще, чем автомобилисты. Ежегодно в стране проводится несколько крупных моторалли, известных как «недели байков», с сотнями тысяч участников. Учитывая масштаб подобных мероприятий и высокий риск травм, они создают повышенную нагрузку на локальные системы здравоохранения, значительно повышая статистику по травмам и смертности, однако влияние этих мероприятий на доступность органов для пересадки до сих пор не изучалось. Чтобы восполнить этот пробел, сотрудники Массачусетской больницы общей практики, Больницы Brigham and Women’s, Гарвардской медицинской школы, Техасского университета в Остине и Национального бюро экономических исследований под руководством Анупама Джены (Anupam Jena) провели популяционное ретроспективное одномоментное (поперечное, кросс-секционное) исследование с использованием данных из Научного реестра реципиентов транплантатов (SRTR), поставляемые Сетью получения и пересадки органов (OPTN). В анализ вошла информация по донорам органов в возрасте 16 лет и старше, погибщих в авто- и мотоавариях с марта 2005 по сентябрь 2021 года. Исследователи сопоставили эти данные с регионами OPTN, в которых проходили семь крупнейших ежегодных моторалли с участием от 200 тысяч до 500 тысяч человек: Sturgis Motorcycle Rally в Южной Дакоте, Daytona Bike Week во Флориде, Laconia Motorcycle Week в Нью-Гемпшире, Myrtle Beach Bike Week Spring Rally и Atlantic Beach Bikefest в Южной Каролине, Republic of Texas Biker Rally в Техасе и Bikes, Blues & BBQ в Арканзасе. Статистическую обработку проводили с помощью многопараметрической пуассоновской регрессии; для оценки различий в характеристиках доноров, реципиентов и самих органов применяли точный критерий Фишера для бинарных переменных и критерий суммы рангов Уилкоксона для непрерывных. В итоговый анализ вошли 10798 доноров (70,9 процента — мужчины; средний возраст 32,5 года) и 35329 реципиентов их органов (64 процента — мужчины; средний возраст 49,3 года). В даты проведения моторалли зарегистрированы 406 доноров и 1400 реципиентов, в течение четырех недель до и после этих мероприятий — 2332 и 7714 соответственно. Демографические и клинические характеристики доноров и реципиентов, уровень качества органов, тяжесть предшествующих заболеваний доноров и время ожидания трансплантации во время соревнований и в остальные дни существенно не различались. Анализ показал, что в период проведения моторалли среднесуточное число доноров органов в соответствующем регионе OPTN на 21 процент больше, чем в предшествующий и последующий четырехнедельные периоды (отношение частот [IRR] 1,21; 95-процентный доверительный интервал 1,09–1,35; p = 0,001). Разница в числе реципиентов этих органов составила 26 процентов (IRR 1,26; 95-процентный доверительный интервал 1,12–1,42; p < 0,001). Полученные результаты демонстрируют последовательную связь моторалли с донорством и пересадкой органов, что следует принимать во внимание трансплантологическим службам, пишут авторы работы и подчеркивают, что первоочередной задачей должно быть обеспечение безопасности подобных мероприятий и минимизация связанных с ними заболеваемости и смертности. О том, на какие ухищрения приходится идти организаторам гонок, чтобы избавить местных жителей от издаваемого ими шума, можно почитать в блоге «Тише едешь: об автогонках, физике и добром слове».