Везет же кого-то

Что подразумевают люди, когда говорят «беспилотный автомобиль» и когда их вообще ждать?

Беспилотные автомобили постоянно мелькают в новостях, создавая ощущение почти наступившего будущего из фантастических произведений. Начинает казаться, что это уже привычное дело и машины действительно самостоятельно рассекают по дорогам сплошь и рядом. Конечно, на самом деле это не совсем так. Недавно Thomson Reuters разослали отчет о будущем беспилотных автомобилей в 2016 году. В отчете есть цифры зарегистрированных изобретений и названия компаний, но нет ответа два самых важных вопроса: что происходит и когда уже поедем? Мы решили исправить этот недочет и рассказать вам, что происходит в разработке беспилотных автомобилей здесь и сейчас.

Недавно один известный американский хакер за пару месяцев собрал беспилотный автомобиль у себя в гараже. Его Honda Acura показала, что практически любой современный автомобиль можно с помощью дополнительного компьютера, лидара, GPS и камер заставить вполне уверенно передвигаться по шоссе. После этой новости интернет наполнился комментариями в духе: «Ну вот, не так уж и сложно это было, чего там Google возится уже шесть лет.» На самом деле, конечно, все далеко не так прекрасно и этот автомобиль можно назвать беспилотным достаточно условно.

О чем вообще речь? Если я руль отпустил — машина уже беспилотная или еще нет?
Сегодня нет никакой четкой границы и непонятно, что же в каждом конкретном случае скрывается за словосочетанием «беспилотный автомобиль». Какие машины беспилотные, а какие просто оснащены очень умным автопилотом или продвинутым круиз-контролем? К тому же, из-за маркетинговых соображений и юридических ограничений автопроизводители норовят придумать разные названия для одинаковых функций, чем окончательно путают человека, пытающегося разобраться в теме.

Для простоты можно разбить все нашпигованные электроникой автомобили, способные к самостоятельному движению, на несколько больших групп. Для начала вспомним про старый добрый круиз-контроль. Продвинутые системы круиз-контроля сегодня не просто поддерживают скорость, но и умеют полностью останавливаться и возобновлять движение, что крайне полезно в пробках.

На ступеньку выше поставим автопилот. Фактически, это круиз-контроль, который при помощи камер и датчиков научили следить за разметкой и знаками, входить в повороты, перестраиваться и следить за пешеходами, животными и машинами в других полосах. Вот приблизительно на этом уровне сегодня находится самодельная Acura и многие другие автопроизводители, смело использующие словосочетание «беспилотный автомобиль».

Принципиально беспилотный автомобиль отличается от автомобиля с функцией автопилота, пожалуй, только в одном: автопилот не решает, куда направить автомобиль, он просто едет по дороге прямо или перестраивается по команде. Беспилотный автомобиль, в свою очередь, должен проехать по изначально построенному маршруту от начала и до конца, со всем поворотами, перестроениями, светофорами и перебегающими дорогу на красный свет пешеходами.
Особняком в этом классе стоит Google со своим беспилотным электромобилем, напоминающим коалу. Сначала Google начинала с обычных серийно выпускаемых автомобилей, доработанных для езды в автономном режиме — почти половину автопарка компании до сих пор составляют Lexus RX450h. Однако конечная цель проекта Self-Driving Car подразумевает использование электромобилей собственной разработки, в которых нет руля и педалей. Можно сказать, что на сегодняшний день гугломобиль — единственный полностью автономный беспилотный автомобиль, поскольку в серийном исполнении в принципе не предполагает возможности ручного управления.

Почему почти все новости про Tesla и Google? Что, больше никто ничего не делает?
Если отбросить в сторону технический вклад Google в разработку беспилотных автомобилей, то можно найти и другие вполне очевидные причины. Например, не последнюю роль играет самый большой парк экспериментальных беспилотных автомобилей с огромным накопленным массивом данных. Сегодня по дорогам общего пользования ездит 53 беспилотных автомобиля, поэтому если что-то случилось с беспилотным автомобилем, то это скорее всего был именно автомобиль Google. Например, именно гугломобиль недавно чуть не оштрафовали за слишком низкую скорость.

Tesla и тема беспилотных автомобилей стали вместе мелькать в заголовках СМИ после того, как компания выпустила функцию автопилота, предоставив ее практически всем своим клиентам. При этом автомобили не потребовали никакой дополнительной доработки или переоснащения, поскольку автопилот использует уже имеющийся набор из радара, датчиков и камер. Кроме того, Tesla постоянно дорабатывает программное обеспечение своих автомобилей и учит их новым трюкам и полезным функциям — например, электромобили недавно научились вполне «беспилотно» подъезжать к хозяину по команде.

Но, конечно, все не ограничивается Tesla или Google. В той или иной форме над технологиями автопилота и беспилотного вождения работают десятки производителей, в том числе «КамАЗ», который, впрочем, пока что совсем не предназначен для движения по дорогам общего пользования и способен только объезжать препятствия или следовать за ведущей машиной в составе колонны.

А что с безопасностью? Насколько вообще можно доверять беспилотным автомобилям на дороге?
Это действительно хороший вопрос. Существует распространенный миф о том, что беспилотные автомобили обладают низкой аварийностью. В перспективе, скорее всего, так оно и будет, но на текущем этапе, как ни странно, беспилотные автомобили попадают в ДТП существенно чаще обычных машин. Правда, при этом беспилотные машины еще ни разу не стали виновниками ДТП и процент пострадавших в авариях людей значительно ниже, чем в авариях обычных машин. Сами авторы исследования разводят руками и говорят, что данных мало и их пока что не следует однозначно трактовать, а то получится, что по сравнению с обычными автомобилями аварийность высокая, но безопасность еще выше.

Есть и другая проблема с безопасностью, на которую указали психологи. Дело в том, что на дорогах иногда происходят ситуации, при которых невозможно избежать столкновения, в том числе столкновения с пешеходом. В таких ситуациях беспилотному автомобилю придется принять решение, которое может привести к гибели человека. Ученые отмечают, что это достаточно сложная этическая проблема, которая, к тому же, не имеет очевидного решения и известна как «проблема вагонетки».

Сейчас, впрочем, эта проблема не особо актуальна. Дело в том, что серийно беспилотные автомобили пока что еще никто не выпускает, а на экспериментальной стадии за рулем беспилотных автомобилей обязательно находится живой водитель, готовый в любой момент взять управление в свои руки. Именно водитель несет ответственность за все, что происходит с автомобилем вне зависимости от того, сам он совершил какой-то маневр или это сделала система управления.
Ну и когда я сам смогу сесть в эту демоническую повозку?

Разные компании называют разные сроки. Volvo, например, собирается пустить клиентов за руль беспилотных Volvo XC90 уже в 2017 году. Правда, это будет ограниченный сотней экспериментальных машин пилотный проект Drive Me. Google говорит о запуске серийного производства гугломобилей уже в 2018 году. Илон Маск не отстает от Google и обещает, что автопилот Tesla будет доработан до режима беспилотного вождения в течение двух лет. По его словам, в 2018 году электромобиль Tesla можно будет даже позвать «с другого конца страны» и он сам приедет к хозяину. А вот Toyota обещает показать готовый к запуску в серийное производство прототип только в 2020 году — пока что их Lexus GS по возможностям больше напоминает автопилот Tesla, чем полноценный беспилотный автомобиль.

Почему не выпускать беспилотные автомобили уже сейчас?
Несмотря на серьезный прогресс в этой сфере за последние пару лет, беспилотные автомобили все еще не готовы к серийному выпуску. Все по-прежнему упирается в качество работы системы управления — даже гугломобиль раз в несколько тысяч километров не справляется и передает управление водителю. А еще за прошлый год водители гугломобилей предотвратили 13 аварий, вовремя взяв управление машиной в свои руки. 

Кроме технических препятствий существуют еще и бюрократические. Многие страны не знают, как поступить с беспилотниками на дорогах, поэтому, скорее всего, пойдут по стопам Калифорнии и будут требовать обязательного присутствия человека в водительском кресле, держащего руки на руле.

Кроме того, многие IT-компании не имеют опыта работы с автомобилями напрямую, точно так же, как и многие автопроизводители не слишком хорошо справляются с задачами разработки сложных программных систем. Беспилотные автомобили находятся на стыке информационных технологий и автомобильной промышленности, поэтому для эффективного решения проблем при разработке необходимо обладать специалистами сразу в двух сферах — видимо, исходя из этих соображений Ford и Google решили объединить свои усилия. Tesla в этой ситуации тоже устроилась достаточно неплохо, а всем остальным, придется договариваться друг с другом, чтобы не отстать. Как справедливо отмечают в Reuters, в 2016 году, скорее всего, будет больше партнерских проектов между технологическими и автомобильными компаниями.
А нельзя уже сейчас прокатится на беспилотном автомобиле?
Неожиданный ответ: можно. Если совсем не терпится покататься на беспилотном автомобиле, то отправляйтесь в Нидерланды — там с осени прошлого года по одному из маршрутов начали курсировать беспилотные микроавтобусы с бесплатным проездом и бронированием сидячего места через смартфон. Пока вы ждали будущего, оно уже тихонько наступило.


Николай Воронцов