Сегодня оргкомитет Шнобелевской премии объявил ученых, ставших лауреатами этой замечательной награды в 2015 году. Авторы получили премию за «открытия, которые сначала вызывают смех, а потом заставляют задуматься». И пока все восхищаются приспособлением, благодаря которому курицы приобретают походку динозавров, мы решили вспомнить семь других открытий и изобретений последнего года, которые оргкомитет «Шнобелевки» незаслуженно обошел своим вниманием.

Робота научили пугать рыб

Ученые из Нью-Йоркского университета нашли необычное применение водоплавающему роботу: с его помощью авторы решили пугать рыб Danio rerio. Предполагалось изучить, насколько сильно эти рыбки боятся известного им хищника Astronotus ocellatus по сравнению с его механической имитацией, а также анимацией на проекторе.

Оказалось, что от робота рыбы удирают гораздо быстрее, чем от живого хищника, а на спроецированное изображение вообще почти не обращают внимания. Как поясняют авторы, эти результаты помогут лучше проанализировать причины и проявления страха у животных и человека.

Химики разобрались в синеве раков до варки

Другой коллектив решил ответить на извечный вопрос о смене окраски лобстеров во время варки. Тут надо отметить, что с красным цветом уже давно все было понятно, но исследователям не давало покоя то, почему до попадания в кастрюлю лобстер остается синим.

В поисках истины авторам пришлось использовать спектроскопию в ультрафиолетовом свете, а также многочисленные квантовохимические расчеты. В итоге в резкой смене окраски оказалось виновата енольная форма астаксантина, стабильная в комплексе с β-крустацианином, который в горячей воде изменяет структуру и разрушает комплекс. Тут-то лобстер и краснеет.

Австрийцы придумали квантовую музыку

Фотография: Volkmar Putz et al. / arXiv.org

К новостям теоретического характера: два австрийца создали физическую фантазию на тему того, как бы вела себя музыка, если каждая нота обладала бы квантовыми свойствами. 

Дальнейший расчет показал, что гипотетический концерт для квантового фортепиано показался бы слушателям очень и очень необычным. Особенно потому, что каждый из них слышал бы совершенно разные звуки. Ситуация осложняется еще и тем, что тон, который бы слышал человек, зависел от того, что услышал его сосед. В физике это известно как запутанность. К счастью, австрийские авторы уточнили, что их работа — это именно фантазия, так что настоящее квантовое фортепиано в ближайшем будущем нам не грозит.

Ученые оценили влияние фильмов на популярность пород собак

А вот америко-британский коллектив математиков выяснил, насколько люди доверяют кинематографу в плане выбора идеального домашнего питомца. Ну, действительно, кто знал про существование породы Акита-ину до выхода «Хатико»?

Ученые собрали статистику о регистрации собак в США почти за весь XX век, а потом проследили ее изменения в моменты выхода громких блокбастеров о приключениях четвероногих. Оказалось, что в течение 10 лет после появления фильма действительно наблюдался рост популярности соответствующей породы.

Топ-3 рейтинга составили «101 далматинец» с, соответственно, далматинцами, «Невероятное путешествие» (аж два раза) с золотистым ретривером и бультерьером, а также «Лесси возвращается домой» и исполнительница главной роли — колли.

Шлемы игроков в американский футбол превратили в магниты

По данным журнала Science, у 96 процентов профессиональных игроков в американский футбол, вскрытых посмертно, находят признаки энцефалопатии мозга. Другими словам, бьются они своими головами так сильно, что нервная ткань от столкновений повреждается. Для профилактики этого заболевания автор изобретения из Университета Вирджинии предложил встраивать в шлемы игроков неодимовые постоянные магниты ­— они должны отталкиваться друг от друга и предотвращать ну или хотя бы смягчать столкновения.

По рассчетам ученого, такая предосторожность позволит снизить перегрузки, возникающие при ударах, с 140g до 88g. Правда, дело касается только ударов «лоб-в-лоб», а проблему столкновений по касательной такая мера, увы, не решает.

Ученые подсчитали экологический ущерб от компьютерных игр

Забота об окружающей среде, возможно, нигде так ярко не проявлялась, как в совместной работе Английских и Французских ученых, которые выяснили, как экологичнее приобретать новые видео-игры: скачивать по интернету или заказывать на Blu-Ray?

Авторы точно рассчитали эквивалентное производство углекислого газа в обоих случаях, приняв за образец среднюю игру для Sony PS3. Цифры пугают: покупка Blu-Ray носителя (даже с учетом доставки до дома!) приведет к выборосу 1,2 килограмма CO2 в окружающую среду, тогда как скачивание по интернету обогатит атмосферу на 2,27-7,91 килограмма. Сказать тут нечего, выводы делайте сами.

Канадский аспирант уточнил время падения к центру Земли

Ну и напоследок нельзя не вспомнить про еще одну теоретическую работу, в которой поднимается старый школьный вопрос «как долго будет падать предмет в воображаемый колодец, вырытый к центру Земли?». Вы до сих пор думаете, что 42 минуты и 12 секунд? Как бы не так.

Канадский физик Александр Клотц в своей работе пошел дальше предшественников и учел, что плотность Земли неравномерна, что скажется на силе притяжения, действующей на гипотетическое тело, совершающее затяжной прыжок. С учетом этой тонкости оказалось, что до центра Земли падать всего 38 минут и 11 секунд, совсем как на метро до работы.

Тарас Молотилин

Фотография: Nila Sivatheesan / flickr.com

Тарас Молотилин

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.