Семеро серых

Самые симпатичные спутники Сатурна по версии N + 1

Буквально сегодня, 18 июня, зонд «Кассини» передал на Землю свежие фотографии Дионы, одной из лун Сатурна. Повод не самый значительный, конечно, но мы решили им воспользоваться и вспомнили семь самых симпатичных по нашему мнению сатурнианских спутников.

Семь спутников мы выбрали потому, что рассказать о всех лунах окольцованной планеты не выйдет: их у нее 62 штуки. Больше только у Юпитера - целых 67 лун - но зато самая большая планета Солнечной системы сильно проигрывает по кольцам. Да, кольца у Юпитера есть, но они почти не заметны. Кстати, почти все, что нам известно про сатурнианские луны, мы знаем благодаря миссии «Кассини-Гюйгенс», которая работает рядом с Сатурном уже почти 11 лет.

Первой в нашем списке идет Тефия, она же Тетис. Ее диаметр чуть больше 1000 километров, почти в 3,5 раза меньше нашей Луны.

Тефия различима, хоть и с трудом, в небольшие телескопы. Благодаря этому ее открыл в конце XVII века Джованни Кассини, наряду с Дионой, Реей и Япетом. В честь короля Людовика XIV Кассини назвал их, собственно, «звездами Людовика».

Одной из самых известных деталей поверхности спутника является Каньон Итака, простирающийся практически вдоль всего экватора спутника (длина каньона превышает 1200 километров) и оканчивающийся кратером Одиссей. Ученые считают, что эти две детали поверхности объединены происхождением. Впервые каньон увидел аппарат «Вояджер-2», пролетевший вблизи Тефии 26 августа 1981 года.

Диаметр Мимаса примерно 400 километров. Первое на что обращает внимание глаз — огромный кратер, диаметром более 130 километров, названный в честь первооткрывателя спутника, Уильяма Гершеля. Если бы соразмерный кратер находился на Земле, то он мог бы накрыть собой всю Канаду.

Открытый в 1789 году он получил свое название в честь одного из змееногих гигантов из греческой мифологии, Миманта. По мнению многих любителей астрономии, Мимас напоминает другое, практически мифическое строение, — Звезду смерти.

А вот и Титан, самый крупный спутник Сатурна. Его орбита лежит на расстоянии более миллиона километров от планеты — в семь раз дальше Мимаса. Среди всех лун Солнечной системы он уступает размером только юпитерианскому Ганимеду. Увидеть Титан с Земли можно даже в хороший бинокль.

Диаметр Титана составляет 5151 километр, а по массе он как две Луны. Если бы он обращался вокруг Земли вместо нашего естественного спутника, то приливные волны могли бы быть в два раза выше, к тому же он давал бы в 2-3 раза больший поток света.

Титан — единственный спутник в Солнечной системе, обладающий плотной атмосферой и жидкими озерами на поверхности. Правда вместо воды в этих реках и озерах метан.

Гиперион — крупнейший из спутников Сатурна, обладающих неправильной формой. Он похож на картошку. Ученые считают, что он мог образоваться в результате разрушения более крупного тела. Любопытно, что несмотря на довольно большой размер (270 километров), он имеет вес на порядок меньше чем у Мимаса.

Если перевести эти данные в плотность, то окажется, что Гиперион в два раза легче воды. Секрет в том, что эта луна представляет собой огромную губку.

Диона — четвертый по величине спутник Сатурна, именно вблизи нее пролетел вчера «Кассини». Свое название она получила в честь сестры Кроноса, древнегреческого прообраза Сатурна, принадлежавшего к римской мифологии. Точно такое же происхождение и у других шести лун гиганта, открытых до конца XVIII века.

Наиболее примечательным элементом ее поверхности являются светлые полосы, открытые «Вояджером». Ранее считалось что это последствия криовулканической активности, но впоследствии оказалось, что эти полосы — протяженные каньоны со светлыми стенками.

Янус был назван в честь двуликого древнеримского божества, и обладает довольно хитрой особенностью движения по орбите. Всего в 50 километрах от него проходит орбита Эпиметея и периодически они меняются местами. Поэтому, возможно, его первооткрыватель — Одуен Дольфюс — наблюдал Эпиметей вместо Януса.

Диаметр Януса составляет 193 километра, а размер большой полуоси его орбиты составляет 150 тысяч километров.

Последнем в нашем списке идет Энцелад — это один из немногих спутников, на которых, как полагают ученые, может существовать жизнь. Его орбита пролегает в 237 тысячах километров  от центра Сатурна. Диаметр Энцелада составляет около 500 километров.

На поверхности Энцелада идет довольно интенсивная активность: вдоль разломов корки льда, покрывающей жидкий океан, бьют гейзеры, создающие своеобразные занавески из шлейфов.

В настоящее время инженеры NASA и ESA готовят проект новой миссии, которая отправится к лунам Сатурна — Titan Saturn System Mission. Ожидается, что новый аппарат поможет получше разобраться в устройстве атмосферы Титана, а также передаст новые данные об Энцеладе, пролетя через шлейфы его выбросов и изучив магнитосферу спутника. А нам остается следить за космическими путешествиями и радоваться новым открытиям и свежим фотографиям.

Королёв Владимир