Крошечная крупинка краски едва не погубила любителя подделывать картины в фильме «Как украсть миллион», но в реальности он, скорее всего, попал бы за решетку. Галереи и аукционные дома почти всегда отдают картины на экспертизу, поскольку даже одна проскочившая подделка грозит навсегда испортить им репутацию. Иногда в результате технико-технологических исследований возникают неожиданные открытия: другие изображения под верхним слоем краски, особенности в смешении красок художником или необычные компоненты красок. Об одной из таких неожиданностей мы расскажем.
Летом 2021 года на аукцион галереи Леонида Шишкина выставили картину «Береза. Весна» кисти Роберта Фалька. Картину оценили в 18-22 миллионов рублей — она стала самой дорогой из представленных, хотя и осталась не проданной. Описание гласит, что работа относится к раннему периоду творчества Фалька: она была написана в 1907 году, когда он учился на втором курсе Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Название и дата соответствуют записям в «Дневнике художника», где Роберт Фальк зарисовал композицию с комментариями «Береза / 14×16 <вершков> / есть». Черно-белая фотография этой же картины есть в каталоге всех живописных работ Фалька, изданном в 2006 году. Также «Береза» упоминается в двух книгах авторства самого Фалька: «Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике», изданной в 1981 году и в «Художественном дневнике» (2002 год).
На картине в зелено-голубых тонах изображена береза весной. На оборотной стороне холста — фрагмент (верхняя часть) этюда «Обнаженный натурщик в светло-зеленой шапке». Он написан в тот же год, что и пейзаж, но немного раньше, на занятиях в училище. Фальк часто разрезал использованные холсты, переворачивал их и писал новые картины.
В «Дневнике художника» этот этюд тоже упоминается. Роберт Фальк зарисовал первоначальное изображение и прокомментировал: «уничто<жено>», и на обороте верхней половины этюда натурщика был написан пейзаж «Береза».
Подписи и даты на картине нет, однако на оборотной стороне поверх фрагмента изображения обнаженного, прикреплен сертификат с указанием автора и года создания произведения, подписанный вдовой художника Ангелиной Щекин-Кротовой. Такими документами она снабжала все работы, которые передавала после смерти художника в музейные и частные коллекции. В 1962-1964 годах картину у нее приобрел коллекционер Виктор Варшавский, затем ее передавали в семье по наследству.
Кто такой Роберт Фальк
Фальк был противником академического искусства. После того, как его исключили из Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1910 году за участие в бунте против авторитарного преподавания, вошел в состав объединения авангардистов «Бубновый валет». В его работах узнается влияние разных направлений в искусстве: от импрессионизма и кубизма до живописи старых мастеров.
Известность художник получил в первые годы советской власти и в то время много преподавал. В середине 1920-х создавал театральные декорации. В 1928 году уехал жить в Париж и вернулся в СССР в 1937 году, оформлял спектакли и устраивал персональные выставки. К 1940 году Фальк уже не был таким популярным, его работы упрекали в “формализме”, с которым советская власть решила бороться. В начале войны живописец уехал с женой в эвакуацию в Среднюю Азию, где преподавал и писал пейзажи.
Недавно в Третьяковской галерее прошла большая выставка работ этого художника. Галерея выпустила часовую экскурсию по ней на YouTube.
Провенанс (документированная история картины) у «Весны» хороший: о ней есть публикации в книгах и сертификат с подписью вдовы художника, однако бывали случаи, когда и такие документы, которые якобы подтверждали историю произведения искусства, фальсифицировали.
В 2016 году, чтобы удостовериться в подлинности картины и получить этому документальное подтверждение, владелец отдал «Березу» на изучение экспертам научно-исследовательской независимой экспертизы (НИНЭ) имени Павла Третьякова. Искусствоведы НИНЭ подтвердили авторство Роберта Фалька, а их коллега Ирина Шибанова провела химическое исследование красочного слоя.
Химики часто разоблачают подделки. Стереотипный сценарий такого разоблачения: химический анализ показывает присутствие пигментов, которые в годы жизни художника еще не были изобретены или не продавались.
Одной из громких историй последних лет стало судебное разбирательство о продаже приписываемой Борису Григорьеву картины «В ресторане». Тогда подделку выдали фталоцианиновые пигменты, которые художник использовать не мог, так как такие краски начали производить в середине ХХ века, уже после его смерти.
Технико-технологическая экспертиза основана на данных химического анализа состава красок, холста и грунта. Обычно в ходе такой экспертизы определяют набор пигментов, связующее вещество и состав грунта, если он есть. Для этого специалисты отбирают образцы красок основных цветов на картине и исследуют их состав. По этим данным и информации о производстве и использовании обнаруженных материалов в истории живописи эксперты делают вывод о времени создания картины.
Исследование пигментного состава и связующего проводили и для «Березы» в рамках экспертизы НИНЭ имени Третьякова. Чтобы получить наиболее полную информацию о палитре картины и сделать экспертный вывод о времени ее создания, химик Ирина Шибанова выбрала участки живописи с различными красками и под микроскопом взяла более 20 проб.
Она определяла их состав с помощью целого арсенала физико-химических методов: рентгенофлуоресцентного анализа, поляризационной микроскопии, ИК-микроскопии и микрохимического анализа. По материалам грунта и красок химик заключила, что картина могла быть написана в первую треть XX века. Вещества, которые она определила, вполне подходили под дату — 1907 год, однако в перечисленных ею пигментах было одно необычное для этого времени вещество — «силикат кальция и меди в качестве синего пигмента».
Тетрасиликат кальция-меди, который также называют «египетская синяя», «александрийская фрита» и «помпейская синяя», художники действительно использовали в качестве пигмента, однако его пока никогда не находили в произведениях живописи, созданных после XVI века.
Александрийская фрита была одним из первых синтетических пигментов. Впервые его получили в Египте более 4,5 тысячи лет назад и широко использовали в античные времена в Западной Азии и Средиземноморье. Египтяне смешивали песок, медную руду, кальций и щелочь из пепла, размалывали и спекали эту смесь при температурах около 900 градусов.
Полученное синее вещество стало основным пигментом египетских фаюмских портретов, которые использовали на замену погребальным маскам в I-III веках. К концу III века тетрасиликат кальция-меди распространился по Римской империи, секреты его производства достигли даже Норвегии. Этот пигмент находили и в красках ранних христианских икон.
В произведениях раннего Средневековья этот пигмент тоже использовали: ученые находили египетскую синюю в настенных росписях итальянских церквей, написанных в девятом и десятом веках, а также в росписи алтаря XI века церкви Сан Пере в Испании. Но после этого, похоже, художники перестали делать краски с этим пигментом: он не встречался исследователям в живописных произведениях, созданных позже. Самые поздние работы, где они встречаются — портрет Святой Маргариты, написанный итальянским художником Джованни Батиста в 1524 году и фреска Рафаэля Санти «Триумф Галатеи», созданная в 1512 году.
Краткая история синего
Вещества синего цвета в природе встречаются реже, чем красные или желтые, поэтому синие красители в древности были в большом дефиците и ценились высоко. Со времен Древнего Египта вплоть до XVIII века для создания синих пигментов использовали азурит — основный карбонат меди небесно-голубого цвета.
Изделия из этого камня находили в мезмайской пещере людей верхнего палеолита (около 25–20 тысяч лет назад).
Во времена Ренессанса популярным стал пигмент ультрамарин, который получали из полудрагоценного камня лазурита. Но стоила такая краска дороже золота, писали ей только опытные мастера. Этот пигмент указал на высокий социальный статус женщины, жившей в Германии в Средние века. В ту эпоху продолжали использовать и азурит, однако краски на основе ультрамарина считались особенно красивыми: по сравнению с сероватым азуритом, ультрамарин имел более насыщенный синий цвет.
Иногда художники использовали синий вивианит — водный фосфат двухвалентного железа, но он со временем менял свой цвет, поэтому его использовали реже.
Краситель индиго, который получали из растения индигофера красильная (Indigofera tinctoria), известен с древнейших времен, но в XVI и XVII веках он приобрел особую популярность. Его находили в картинах Тициана, Вермеера и Ван Гога. Для миниатюр в манускриптах использовали другой растительный синий пигмент — хрозофору. Только в прошлом году португальские ученые установили химическое строение этого вещества.
В XVI веке в арсенале художников появилась смальта — измельченное голубое кобальтовое стекло. Краски на его основе были близки по цвету к ультрамариновым, но со временем обесцвечивались. Зато они стоили дешевле, так как пигмент можно было синтезировать. В XVII веке из медных солей научились получать искусственный азурит, а в начале XVIII века появилась берлинская лазурь — синтетический синий пигмент, который широко распространился и как художественная краска, и для окрашивания тканей.
С развитием химического синтеза в XIX веке появились искусственный индиго, искусственный ультрамарин, синий кобальт и церулеум (соединение оксидов олова и кобальта). Эти пигменты отличались между собой оттенками, но считались стабильными, и их, кроме индиго, активно применяли в живописи. В ХХ веке продолжают использовать синтетические пигменты, а также появляется новый органический краситель — фталоцианиновый синий.
Ирина Шибанова, обнаружив в картине советского авангардиста пигмент, который пропал с палитры художников еще в Средние века, обратилась к коллегам из Государственного НИИ реставрации, чтобы подробнее изучить краски с картины. Ученые лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР под руководством Светланы Писаревой с коллегами из других организаций изучили пробы синих красок с обеих сторон полотна.
Химические элементы в составе красок определяли методом энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии, состав связующего вещества — с помощью ИК-микроскопии, а кристаллические пигменты определяли с помощью поляризационной микроскопии.
Тетрасиликат кальция-меди отличается способностью к фотолюминесценции. То есть под действием света пигмент излучает квант определенной энергии — так его можно однозначно детектировать даже в смеси с другими пигментами по характерному излучению. Авторы исследования зарегистрировали спектр люминесценции под действием излучения видимого света и ультрафиолета и сравнили с литературными данными, а также спектром, который они получили при анализе купленного современного пигмента немецкой фирмы Kremer.
Пробы, в которых обнаружили египетскую синюю, под действием возбуждающего зеленого и синего света, давали спектр люминесценции, в котором пик излучения был на длине волны 910 нанометров. Такой же спектр получили при анализе образца александрийской фриты, которую авторы купили в специализированном магазине. Ее состав и пригодность для сравнения авторы подтвердили методами поляризационной микроскопии, энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии и рентгенофазового анализа.
Состав проб синих красок с обеих сторон холста оказался схож: на стороне, на которой изображена береза, краска состояла из свинцовых и цинковых белил, искусственного ультрамарина, синего кобальта и египетской синей. Краска на оборотной стороне, с портретом, содержала те же пигменты, но еще и изумрудную зеленую, помимо этого в ней было меньше египетской синей. По словам авторов, это объясняет ее более зеленый оттенок по сравнению с пробой с «лицевой» стороны картины.
В результате исследования авторы статьи подтвердили, что синий пигмент в краске — это точно египетская синяя, которую Фальк использовал как при создании этюда натурщика, так и при создании «Березы». Помимо этого они показали, что метод фотолюминесцентной спектроскопии достаточно чувствительный и эффективный для обнаружения этого пигмента в микропробах красок.
Откуда Роберт Фальк в 1907 году достал египетскую синюю и почему он выбрал ее — остается загадкой. На сегодняшний день это исследование — первое и единственное сообщение об обнаружении египетской синей в картинах ХХ века. Производство художественных красок в то время в России было ограниченным, и выбор был довольно скудный. Отечественные живописцы предпочитали европейские краски из-за большего разнообразия и лучшего качества. Надежной информации о производстве египетской синей в Европе в начале XX века пока нет, но в 1930 году в каталоге французской фирмы Lefranc & Cie масляная краска на основе этого пигмента есть под названием «Bleu de Pompei».
Вероятно, краску производили и раньше, но она не пользовалась популярностью у художников. Однако почему-то Роберту Фальку она приглянулась — как минимум дважды. Ученые ГОСНИИР продолжают изучать картины Роберта Фалька и его современников. Возможно, египетскую синюю обнаружат и в других произведениях после XVI века.