В Перу нашли древнейшую ткань синего цвета

Американские археологи из университета Джорджа Вашингтона нашли на северном побережье Перу древнейшую окрашенную красителем индиго в синий цвет ткань. Ее возраст исследователи оценивают в 6000-6200 лет. Предыдущий рекордсмен оказался примерно на 1500 лет моложе и был сделан в древнем Египте. Исследование опубликовано в Science Advances.

Фрагмент ткани с синими полосками был найден в 2009 году в археологическом комплексе Эль-Брухо, древнейшей его части Уака-Приета. Эль-Брухо находится примерно в 600 километрах к северу от столицы страны Лимы.По оценкам ученых, место было заселено примерно 6700 лет назад, до того, как древние жители Перу научились делать керамику. Раскопки в Уака-Приета начали проводиться с середины прошлого века. За время раскопок археологи нашли несколько захоронений, каменные орудия, остатки растений, раковины. Также здесь находили фрагменты тканей сложного плетения с затейливыми узорами. На хлопковых тканях были изображены мифологические персонажи, кондоры, змеи и крабы.

Ученые проанализировали образец ткани с помощью хроматографии и обнаружили, что он содержит вещество индиготин (синее индиго) и его примесь индирубин (красное индиго), который придает ткани пурпурный оттенок. По-видимому, древние жители Перу получали краситель либо из растений из рода индигосфера, которое до сих пор выращивается в тропических странах для получения синей краски, либо из местных американских растений, из которых получают индиго — якобинии красильной (Justicia colorifera) или коанофиллона (Koanophyllon tinctorium).

Авторы статьи не знают, как получали индиго древние обитатели Уака-Приета. Но технология изготовления красителя в древности известна. Его получали из листьев, которые для этого замачивали в воде и оставляли смесь, чтобы она забродила. Получившийся в результате брожения индиготин  осаждали сильным основанием (например каустической содой) , прессовали в бруски, высушивали и растирали в порошок.

В древности люди пользовались не только относительно дешевой и очень устойчивой синей краской индиго. В ходу был другой синий краситель растительного происхождения —

, которую получали из одноименного растения, росшего в евразийских стщ епях и в центральной Европе. В Азии, особенно в Индии и Китае для окрашивания тканей в желто-оранжевый цвет использовался

. Одежду, окрашенную шафраном, носили буддийские монахи и представители элиты. Самым дорогим считался пурпурный краситель, который получали из

или из насекомых

Исследователи из Университета Лунда (Швеция) проанализировали эффективность методов сокращения выброса парниковых газов индивидуальными домохозяйствами, которые обычно рекомендуют официальные источники для снижения углеродного следа отдельным человеком. Оказалось, что большинство популярных рекомендаций касательно экологии, представленных в том числе в школьных учебниках, относительно неэффективны. Самыми действенными методами в борьбе с парниковыми газами оказались отказ от автомобиля, авиаперелетов, отказ от мяса и снижение количества детей в семье. Работа опубликована в журнале с открытым доступом Environmental Research Letters.