Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сотрудники отдела реставрации и консервации Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина обнаружили под картиной «Суббота» французского художника Андре Дерена перевернутое изображение другой композиции. Как сообщается на сайте музея, в процессе работы Дерен перевернул холст и написал окончательный вариант картины.
Андре Дерен (1880–1954) начал самостоятельно учиться живописи в 15 лет. Когда ему было 18, он, одновременно обучаясь инженерному делу, стал посещать занятия у художника-символиста Эжена Каррьера (Eugène Carrière). На занятиях он познакомился с Анри Матиссом, который уговорил его бросить обучение на инженера и посвятить себя живописи. Летом 1905 года оба художника работали в деревушке на средиземноморском побережье, а написанные полотна выставили на Осеннем салоне. Из-за ярких ненатуральных цветов картин художественный критик Луи Воксель назвал их авторов «дикими зверями» (по-французски les fauves). Случайное название закрепилось за новым художественным течением — фовизмом.
В начале 1910-х годов Дерен изучал полотна старых мастеров, писавших до 1800 года. Его творчество 1911–1914 годов иногда называют «готическим» периодом художника. В это время он написал одно из самых знаменитых своих полотен, «Субботу», которое в 1913 году приобрел московский купец и коллекционер Сергей Щукин. На картине изображена бытовая сцена — сидящая с книгой женщина дает распоряжения служанке, а у другого конца стола девушка занимается рукоделием. По свидетельствам современников, Дерен долго работал над сюжетом картины, переписывая целые участки и внося изменения. Считается, что название картине дал поэт Гийом Аполлинер, который разместил репродукцию картины в своем журнале «Суаре де Пари» (Soirees de Paris) в 1914 году. В 1925 году поэт, писатель и художественный критик Андре Сальмон, говоря о Дерене, упомянул и его произведение: «...знаменитая «Суббота», шедевр, над которым Дерен, неистощимый на идеи, упорно трудился, не помышляя о признании, и по поводу которого он произнес изречение, достойное лучших изречений Пикассо: «Я заново переписал всю картину; натюрморт (в первоначальном значении «пища») съел людей».
В 2017 году, перед началом реставрации картины, сотрудники Пушкинского музея провели ее визуальное исследование, в процессе которого выявили участки с авторскими переделками. Под краской прослеживались контуры фигур, а на некоторых участках был виден более ранний живописный слой. Рентгенографическое исследование показало, что под верхним красочным слоем находится другая композиция, перевернутая вверх ногами. Расстановка и размер женских фигур в первоначальной композиции отличались от финальной. Например, строго в центре картины была изображена женщина с платком светлых тонов на голове, а слева от нее художник написал кувшин или большую вазу. На заднем плане виден камин или консоль с изогнутыми ножками.
В 1911 году Дерен сделал снимок своей будущей жены, Алис Жери, в накинутом на голову белом или светлом платке. Она сидит за столом, на котором стоят фрукты, графин и бутыль из темного стекла, а на заднем плане виден камин и висящая над ним картина или зеркало. Исследователи предположили, что фотография вдохновила художника на создание первого варианта картины. В пользу этого предположения говорит то, что в архиве Дерена сохранились сделанные им фотографии, непосредственно связанные с сюжетами его картин.
Помимо композиции, сотрудники Пушкинского музея проанализировали также пигментный состав обоих вариантов картины с помощью оптического и электронного микроскопа. Оказалось, что в раннем варианте полотно было более ярким, с преобладанием сине-зеленых, голубоватых и красно-коричневых оттенков. Скатерть на столе была коричневого, а не зеленого цвета; стоящая рядом со столом служанка была одета в синее платье, поверх которого была надета ярко-красная блуза или наброшен платок. Обнаженные участки тела художник сначала писал смесью на основе белил, красного органического пигмента и охры, а в финальной версии он использовал только охру темных и светлых тонов. В целом, в первоначальном варианте картины Дерен использовал более сложную палитру, по сравнению с окончательным вариантом.
После реставрации картины она была представлена в парижском Центре Помпиду на выставке работ Дерена, открывшейся в начале октября. В Москву она вернется только в следующем году.