Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Шестого ноября 2018 года Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана сообщило, что запуск двух казахстанских спутников будет произведен ракетой Falcon 9, потому что это дешевле, чем запуск с Байконура на «Союзе» или «Протоне». Рассказываем, почему причиной такого решения, вероятно, стали особенности конкретного запуска Falcon 9.
Шестого ноября пресс-секретарь Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Асет Нуркенов сообщил, что запуск двух казахстанских спутников KazSTSat и KazSciSat на ракете Falcon 9 назначен на 20 ноября. Однако самой интересной подробностью стало другое — пресс-секретарь объяснил причины, по которым страна, на чьей территории расположен космодром Байконур, откуда регулярно проводятся космические запуски, решила перенести запуск своих спутников в США. «Почему в этот раз Falcon 9? Потому что было дешевле производить запуск на Falcon 9. Сумма — коммерческая тайна, мы не можем раскрывать, американская сторона попросила», — заявил Нуркенов. Также он рассказал, что в будущем спутники Казахстана все же можно будет запускать с казахстанской территории на ракетах «Союз» или «Протон».
На фоне недавних новостей о российской космонавтике, в частности аварии «Союз МС-10» и обнаружении отверстия в предыдущем пилотируемом корабле «Союз МС-09», многие восприняли это заявление как очередное свидетельство провала российской космической отрасли. Однако на самом деле причина выбора Falcon 9, вероятнее всего, связана с особенностями конкретного запуска.
На ракете Falcon 9 во второй половине ноября на орбиту отправятся два казахстанских спутника. Стоит отметить, что они — не первые в истории Казахстана, но раньше спутники этой страны, такие как KazSat, как правило, выводились на российских «Протонах». KazSTSat — это научно-технический спутник дистанционного зондирования Земли массой 104 килограмма, который сможет делать снимки поверхности с разрешением 17,5 метра на пиксель. KazSciSat — это куда меньший научный спутник формата CubeSat 3U массой 4,5 килограмма, оборудованный инструментом для измерения магнитного поля Земли.
Спутники KazSTSat и KazSciSat будут запущены во время миссии SSO-A SmallSat Express. Есть сразу две причины, почему этот запуск обойдется дешевле большинства других полетов Falcon 9. Главная причина заключается в том, что это не выделенный запуск одного аппарата, в довесок к которому основной клиент продает «лишнюю» массу выводимой полезной нагрузки. В 2015 году этот полет полностью выкупила компания Spaceflight Industries для того, чтобы организовать самый массовый одновременный запуск спутников в истории американской космонавтики. Изначально речь шла о более чем 70 аппаратах, однако теперь компания заявляет о 64 спутниках. Благодаря такому большому количеству спутников стоимость запуска распределяется между множеством клиентов и становится для каждого из них вполне посильной.
Spaceflight Industries сама находила клиентов и занималась разработкой адаптеров полезной нагрузки. После выхода второй ступени Falcon 9 на стабильную полярную орбиту два адаптера полезной нагрузки с закрепленными на них спутниками отделятся от ступени и начнут поочередно отделять спутники.
Еще одна немаловажная причина, обусловившая низкую стоимость, связана с экспериментами самой SpaceX. Дело в том, что именно на этот запуск намечена первая попытка компании запустить ракету с уже дважды летавшей и приземлявшейся первой ступенью. Об этом в октябре заявил вице-президент SpaceX по обеспечению безопасности сборки и полетов Ганс Кенигсман (Hans Koenigsmann). Прежде SpaceX использовала первые ступени не более чем по два раза.
Известно, что во время таких экспериментальных запусков компания предоставляет своим клиентам значительные скидки. К примеру, об этом в 2016 году заявлял технический директор люксембургской компании SES. Геостационарный спутник этой компании выступал в качестве полезной нагрузки во время первого повторного запуска Falcon 9 в марте 2017 года. «Я не могу говорить о конкретных ценах, но мы получили скидку как первые клиенты, использующие технологию», — заявил тогда Мартин Холлиуэлл (Martin Halliwell).
Подводя итог, необходимо сказать все же, что у российских ракет действительно намечаются большие проблемы на глобальном рынке коммерческих запусков. SpaceX уже занимает более половины этого рынка и каждый год наращивает как свою долю на нем, так и количество запусков. Впрочем, по-видимому, Россия не считает это поводом для тревоги. К примеру, полгода назад Дмитрий Рогозин заявил, что «рынок средств выведения сейчас составляет всего 4 процента от всего рынка космических услуг. Толкаться с Илоном Маском и еще Китаем на этом рынке — это толкаться за эти 4 процента». Оценки рынка разнятся, но так или иначе эксперты сходятся в том, что его объем составляет несколько миллиардов долларов.