Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Елизавета Власова

Редактор

Ложное свидетельство катастрофы, или Что не говорит лиса

Судя по многим косвенным данным, на Землю около 13 тысяч лет назад, вероятно, упал крупный метеорит. Это совпало с наступлением малого ледникового периода, и, возможно, было его причиной. Поскольку к этому моменту люди современного типа уже расселились по всему Земному шару (в т.ч. попали в Америку), было бы заманчиво предположить, что некоторые из них стали свидетелями гигантской планетарной катастрофы. На днях шотландские археологи рассказали о том, что им, якобы, удалось обнаружить подтверждение этой гипотезы. Работа вызвала настоящий ажиотаж в англоязычных СМИ. Например, New Scientist озаглавил свою публикацию просто и однозначно: «Падение на Землю вызвавшей малый ледниковый период кометы было изображено на древних рельефах». Попробуем разобраться с тем, так ли это на самом деле и что означают столь громкие заявления.

Храмовый комплекс Гёбекли-Тепе является древнейшим крупным мегалитическим сооружением в мире. Он на 6000 лет старше знаменитого Стоунхенджа. В самом древнем слое комплекса, который и рассматривается в статье, в 60-е годы были обнаружены трехметровые монолитные колонны, соединенные стенами из необработанного камня в округлую в плане постройку. Древнейшие постройки этого слоя относят к XI тысячелетию до нашей эры.

Оригинальная статья под названием «Археоастрономическая расшифровка Гёбекли-Тепе: что говорит лиса?» опубликована в Mediterranean Archaeology and Archaeometry. Археологи из Эдинбургского университета предположили, что часть рисунков на колоннах аллегорически изображает положение небесных тел примерно в XI тысячелетии до нашей эры. По мнению ученых, древний храм выполнял функцию обсерватории, где велись наблюдения за звездами, а одна из колонн была посвящена катастрофе позднего дриаса, вызванной столкновением небесного тела с Землей около 10 890 года до нашей эры.

Пока гипотеза о падении небесного тела на Землю около 13 тысяч лет назад не доказана, хотя и существует ряд геологических, основанных на аномальном составе почв в синхронных слоях, и археологических, основанных на резкой смене индустрии производства каменных орудий, аргументов в ее пользу. Шотландские археологи полагают, что настоящая работа станет полноправным дополнением этого ряда, но к посылкам и выводам их исследования есть несколько вопросов.

Ученые построили свою гипотезу на том, что изображение скорпиона на колонне № 43 из Гёбекли-Тепе, как и в греческой традиции, обозначает созвездие скорпиона (scorpius). Как рабочая гипотеза это вполне приемлемо, если, например, предположить, что многие мифологические тексты могли не сохраниться до наших дней напрямую, а отразиться в мифологии соседей. Гораздо менее обоснованным видится предположение, что все фигуры животных (водоплавающая птица, волк, орел, лягушка, козел, кабан, крыса, лев и лиса) вокруг скорпиона тоже обозначают созвездия, хотя никаких очевидных предпосылок этому нет.

Авторы объяснили свою трактовку тем, что некоторые созвездия северного полушария легко вписываются в контуры выбитых на колонне животных. Проблема заключается в том, что схематические изображения созвездий при желании слишком легко вписываются в очень разные фигуры. Это похоже на квазинаучное утверждение о том, что попугаи, изображенные на рельефах в Мезоамерике, — это слоны, потому что они выглядят как слоны на изображениях в Азии; при этом никаких дополнительных свидетельств того, что художник мог знать о существовании слонов, нет. Или как утверждение, что волнистая линия на керамике тысячелетней давности символизирует воду во всех культурах, потому что современные европейские дети ее изображают именно так. К счастью, давно известно, что сложных общемировых универсалий не существует, и даже, на первый взгляд, самые очевидные образы традиционно обозначают разное на разных континентах. К примеру, большинство людей в мире видят созвездие Большой медведицы как повозку или стадо оленей, а совсем не как ковш, к которому привыкли европейцы.

Но самым странным предположением этой работы кажется то, что археологи трактуют рельеф мужчины без головы как символическое изображение массовой гибели людей в катастрофе планетарного масштаба, подтверждая это утверждение соседним изображением змеи, которая, по их мнению, является очевидным символом смерти и подтверждением падения метеорита: «Более того, мотив змеи является хорошим символическим изображением метеорного следа». А углубления на колонне, по мнению авторов работы, — «изображение кометы затмевающей Солнце, Луну и звезды». Учитывая, что во многих частях света змей символизирует плодородие, говорить о том, что змей — символ смерти, не имея никаких дополнительных подтверждений, по меньшей мере необоснованно. Удивляет тот факт, что исследователи из Эдинбурга не изучили содержание других расположенных в комплексе зооморфных изображений.

Также заставляет задуматься хронологическая шкала, которой пользуются авторы. Они ссылаются на альтернативную датировку Гёбекли-Тепе, сделанную Эндрю Коллинзом (Andrew Collins), с которым не согласна большая часть мирового научного сообщества.

В блоге исследовательской группы, с 1994 года занимающейся историей этого памятника, настоящую статью не обошли молчанием. Команда археологов под руководством Клауса Шмидта (Klaus Schmidt) на странице своего блога опубликовала заметку, где тезисно раскритиковала шотландских коллег. В первую очередь, пишут они, существует большая вероятность того, что наиболее древние сооружения Гёбекли-Тепе были подземными, возможно, даже покрытыми кровельными конструкциями, что ограничивало бы их использование в качестве обсерваторий. Дальше они ставят вопрос о том, действительно ли доисторический охотник организовывал звезды в те же созвездия, которые мы привыкли видеть сегодня (большинство из них восходит к египетской, вавилонской и греческой традициям описания звездного неба). А также добавляют, что, вопреки написанному в статье, найденные в Гёбекли-Тепе колонны с рельефами не окутаны тайной. За последние десятилетия по этому вопросу была опубликована обширная научная литература, которая, к сожалению, не попала в исследование. Например, животные, изображенные на различных колоннах, имеют конкретные внутрикультурные смыслы, которые не раскрываются в настоящей интерпретации. Пренебрежение классическими трудами, по мнению Клауса Шмидта, авторы показывают и в интерпретации значения барельефа мужчины без головы.

«К сожалению, авторы статьи никак не объясняют подчеркнуто эрегированный фаллос, который в региональной традиции символизирует скорее плодородие и витальность, чем отсутствие жизни».

Ранее в этом блоге