Вопреки опасениям, за последние 60 лет в пересчете на калории она только росла
За последние 60 лет совокупная урожайность сельскохозяйственных культур в единицах пищевой ценности выросла на 158 процентов с 4,33 до почти 11 миллионов килокалорий на гектар. Вопреки распространенному мнению, ее рост в последние десятилетия в мире не замедлился, потому что проседание в одних регионах компенсировались ростом в других. Такие оценки содержит исследование, опубликованное в журнале PLoS One.
Поправка
Авторы научной статьи использовали «большие» калории Cal как аналог килокалории, из-за чего используемая ими единица измерения KCal — это один миллион калорий, а не стандартная единица измерения kcal (одна тысяча калорий). Таким образом, указанные в заметке показатели урожайности ошибочно отличались на три порядка. Заметка исправлена.
Зеленая революция второй половины XX века привела к тому, что продукция сельского хозяйства выросла в несколько раз и смогла обеспечить едой растущее население Земли. Однако сейчас широко распространена точка зрения, согласно которой в последние десятилетия производительность сельского хозяйства, а точнее, урожайность основных сельскохозяйственных культур, практически прекратила расти и перешла к стагнации. Это ставит под вопрос перспективу продовольственной безопасности населения, численность которого к середине века уже перешагнет отметку в 10 миллиардов человек.
Джон Баффес (John Baffes) и Сяоли Этьен (Xiaoli Etienne) из Всемирного банка и Университета Айдахо проверили, действительно ли урожайность сельского хозяйства в последние десятилетия испытывает стагнацию. Они отошли от традиционного показателя урожайности в тоннах продукции и сделали расчеты на основе ее пищевой ценности, то есть количества калорий. Авторы использовали данные FAOSTAT об урожаях 144 основных культур на 98 процентах сельскохозяйственных земель мира с 1961 по 2021 годы.
Оказалось, что за последние 60 лет средняя урожайность выросла с примерно 4,33 до почти 11 миллионов калорий на гектар, то есть на 158 процентов. Основной рост произошел за счет четырех главных культур — пшеницы, риса, сои и кукурузы. Их урожайность выросла в среднем с 4,826 до 14,323 миллиона калорий на гектар или почти на 200 процентов. Росту урожайности других 140 культур составил в среднем менее 100 процентов. На 2021 год урожайность в развивающихся странах была примерно на 60 процентов ниже, чем в развитых, хотя основной прирост (порядка 40 процентов) произошел за счет Юго-Восточной Азии, где приход Зеленой революции привел к всплеску выращивания риса.
Переломной точкой для мирового сельского хозяйства исследователи назвали 1993 год. Помимо отголоска Зеленой революции, дошедшей до Азии, на это время пришелся распад централизованных экономик Восточной Европы и рост эффективности их сельского хозяйства, а также начало массового распространения сои в Латинской Америке. Авторы отметили, что рост урожайности в мире (158 процентов) по темпам практически совпал с ростом численности населения (152 процента). Результаты исследования свидетельствуют о том, что любое наблюдаемое снижение урожайности в отдельных видах сырья или регионах компенсировалось ростом в других.
Если на перспективы продовольственной безопасности новые исследования позволяют взглянуть с большей долей оптимизма, то с другими ресурсами так происходит далеко не всегда. Согласно недавнему прогнозу, к концу века почти 200 миллионов человек будут проживать в зонах, где грунтовые воды станут непригодными для питья из-за потепления.
Обычно представители ее вида серые, ржаво-коричневые или черные
Министерство охраны окружающей среды Новой Зеландии сообщило о находке очень необычного насекомого. Сотрудники ведомства проводили ежегодный учет численности нелетающих кобылок Sigaus robustus, редких представителей отряда прямокрылых (Orthoptera), которые обитают только на речных берегах в бассейне Маккензи — межгорной местности в центре новозеландского Южного острова. У озера Текапо специалисты заметили самку этого вида, окрашенную в темно-розовый цвет. Она сидела на камне и грелась на солнце. Обычно кобылки S. robustus серые, ржаво-коричневые или — крайне редко — черные. Такая окраска позволяет этим насекомым визуально сливаться с камнями и валунами, среди которых они живут, делая их незаметными для хищников. Судя по всему, расцветка розовой самки объясняется чрезмерной выработкой красного пигмента. Это нарушение окраски известно как эритризм. У прямокрылых оно встречается довольно часто, например, у разных видов [note=5167|настоящих саранчовых] (Acrididae) и настоящих кузнечиков (Tettigoniidae).