Подобную глобальную оценку провели впервые
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) провели оценку по всем регионам и представили список из 17 патогенов, разработка и внедрение вакцин от которых представляет собой первоочередную задачу. Публикация об этом появилась в журнале eBioMedicine, основные ее тезисы изложены в пресс-релизе организации.
Вакцинация служит одним из эффективнейших методов борьбы с инфекционными заболеваниями, за последние полвека она сохранила жизни не менее 154 миллионов человек. При этом до сих пор глобальные приоритеты в исследованиях и разработке прививок от эндемичных патогенов систематически не оценивались — как правило, их определяют инвесторы, региональные организации, правительства стран и фонды.
В рамках работы над Планом действий по иммунизации 2030 (IA2030) Матеуш Хассо-Агопсович (Mateusz Hasso-Agopsowicz) из головного офиса ВОЗ с коллегами из Австралии, Ганы, Сингапура, США и Швейцарии провели обзор общей ситуации по инфекционным заболеваниям, сформулировали критерии приоритизации, ранжировали патогены по всем критериям во всех шести регионах ВОЗ и провели региональные опросы для взвешивания этих критериев.
В общей сумме были рассмотрены 150 патогенов. Критериями включения в анализ служили безусловная патогенность для человека и наличие кандидатных вакцин или моноклональных антител в разработке (что повышает вероятность успеха в ближайшем будущем), также включали рекомендованных региональными советниками ВОЗ и возбудителей новых инфекционных заболеваний, которые нуждаются в отдельной процедуре приоритизации. Не включали те патогены, против которых имеются лицензированные вполне эффективные прививки. В итоговое рассмотрение вошли 26 возбудителей.
Исследование подтвердило статус некоторых инфекций, считавшихся приоритетными давно — к примеру, ВИЧ-инфекцию, малярию и туберкулез, которые в сумме уносят около 2,5 миллиона жизней ежегодно. Однако в итоговый перечень из 17 первоочередных попали и менее очевидные заболевания. Их сгруппировали по стадиям, на которых находится разработка препаратов в настоящее время.
В список патогенов, вакцины от которых нуждаются в исследовательской работе, вошли стрептококк группы А, вирус гепатита С, вирус иммунодефицита человека 1 типа и клебсиелла пневмонии (палочка Фридлендера). К возбудителям, прививкам от которых нужда дальнейшая разработка, отнесли цитомегаловирус, вирус гриппа (имеется в виду вакцина широкого спектра действия, эффективная против разных типов вируса), лейшмании, нетифозные сальмонеллы, норовирусы, малярийный плазмодий, шигеллы и золотистый стафилококк. Патогенами, вакцины от которых близки к лицензированию, внедрению или официальным рекомендациям, назвали вирус Денге, стрептококк группы B, внекишечную патогенную кишечную палочку, микобактерию туберкулеза и респираторно-синцитиальный вирус.
Этот список, утвержденный консультативным комитетом ВОЗ по вакцинам, должен проинформировать разработчиков и производителей препаратов, а также правительства стран и другие заинтересованные круги с целью сделать прививочные кампании во всех регионах мира максимально доступными и эффективными.
Ранее ВОЗ выпустила доклад по вакцинации и антибиотикоустойчивости, согласно которому глобальная прививочная кампания против 24 наиболее значимых патогенов может снизить потребность в антибиотиках на 22 процента, что составляет 2,5 миллиарда дневных доз ежегодно.
Улучшения наблюдались и на функциональной МРТ
Исследователи под руководством Шей Эфрати (Shai Efrati) из Тель-Авивского университета провели небольшие клинические испытания, которые показали, что значительно снизить симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у ветеранов боевых действий можно с помощью гипербарической оксигенации. В двойных слепых рандомизированных контролируемых испытаниях HBOT приняли участие 56 ветеранов с установленным диагнозом ПТСР. Половине из них пять дней в неделю (суммарно 60 сеансов) проводили 90-минутную гипербарическую оксигенацию с концентрацией кислорода 100 процентов (с пятиминутными перерывами на обычный воздух каждые 20 минут) и давлением две атмосферы, другая половина находилась в оксигенаторе при обычных концентрации кислорода и давлении (в первые пять минут сеанса его поднимали до 1,2 атмосферы). Результаты опубликованы в The Journal of Clinical Psychiatry.