Без повышения частоты нежелательных эффектов
Американские исследователи сообщили об успехах третьей фазы клинических испытаний ганаксолона при эпилептическом статусе. Доклад об этом был представлен на 22-м ежегодном слете Международного общества реаниматологов (NCS), а также результаты работы изложены в пресс-релизе Университета Цинциннати.
Эпилептический статус представляет собой самую тяжелую форму эпилепсии, при которой судороги продолжаются непрерывно. Даже при оказании медицинской помощи он приводит к смерти 20–30 процентов пациентов. У выживших часто наблюдаются когнитивная дисфункция и нарушения дееспособности, а также кратно повышенный риск повторных судорог. Ганаксолон представляет собой синтетический нейростероид, который действует как положительный аллостерический модулятор ГАМКА-рецепторов. Он одобрен к применению в США при судорогах на фоне синдрома дефицита CDKL5 и имеет статус орфанного препарата.
Брэндон Форман (Brandon Foreman) из Университета Цинциннати с коллегами провел мультицентровые двойные слепые рандомизированные испытания третьей фазы RAISE. В них приняли участие 124 пациента в возрасте 12 лет и старше, судороги которых прогрессировали до рефрактерного эпилептического статуса несмотря на введение не менее двух противосудорожных препаратов, включая бензодиазепин. В таких ситуациях людей погружают в медикаментозную кому, однако в рамках испытаний им сначала назначали внутривенно болюсную дозу ганаксолона с последующей поддерживающей инфузией в течение трех суток и плавной отменой в течение 12 часов или плацебо.
У 80 процентов пациентов, получавших активный препарат, судороги прекращались в течение 30 минут (первичная конечная точка), причем медианное время до их прекращения составило четыре минуты. При введении плацебо контроль судорог в течение получаса был достигнут у 13 процентов участников, а медианное время продолжения судорог достигало пяти часов. Вторичная конечная точка — избежание необходимости в наркозе в течение 36 часов — достигнута не была: это вмешательство не потребовалось 63 процентам пациентов из основной группы и 51 проценту в контрольной, разница была статистически незначимой.
При этом в первые 24 часа после назначения плацебо у 81 процента участников возникла необходимость в назначении дополнительных препаратов (противосудорожных или внутривенной общей анестезии) против 55 процентов при использовании активного вещества. По данным электроэнцефалографии уровень судорог уменьшился на 93 процента в основной группе и на 36 процентов в контрольной. Частота серьезных нежелательных явлений не имела существенных различий между группами (во многом это обусловлено критической природой самого заболевания и побочными эффектами назначаемого в случае неэффективности лечения наркоза); чаще всего при введении активного препарата наблюдалась артериальная гипотензия.
По итогам испытаний исследователи признали ганаксолон значимо эффективным и вполне безопасным при рефрактерном эпилептическом статусе. Учитывая то, что в настоящее время нет одобренных препаратов, специфических для этого состояния, и частые побочные эффекты наркоза с интубацией, ганаксолон может занять эту нишу, однако окончательное решение остается за FDA, заключают авторы работы.
Ранее американские, нидерландские и польские исследователи провели клинические испытания и пришли к выводу, что препарат на основе каннабидиола снижает частоту судорог при тяжелой форме эпилепсии, связанной с синдромом Леннокса — Гасто. Спустя полгода FDA одобрило этот препарат к применению при двух редких формах эпилепсии.
Дочери играли с ним после работы по установке теплоизоляции
В американскую больницу поступила 80-летняя женщина с обострением хронической обструктивной болезни легких. В анамнезе у нее был стаж курения 40 пачко-лет и вторичный контакт с асбестом в детстве — она с двумя сестрами играла с отцом, который приходил с работы по установке теплоизоляции в одежде, покрытой похожими на снег частицами. При аускультации легких определялись рассеянные влажные хрипы без свистящих. На рентгенограмме и компьютерной томограмме визуализировались плевральные бляшки с кальцинатами с обеих сторон, значительно более выраженные, чем на снимке 20-летней давности. Врачи Шон Чиллаг (Shawn Chillag) и Ричард Скотт Морхед (Richard Scott Morehead) из Научно-медицинского центра Университета Западной Виргинии поделились этим случаем в New England Journal of Medicine.