Предки папуасов и восточных азиатов разошлись примерно 46,2 тысячи лет назад

А предки европейских кроманьонцев отделились от них на пять тысяч лет раньше

Ученые проанализировали ДНК коренных жителей Папуа — Новой Гвинеи, чтобы уточнить, как формировался их генофонд. Они определили, что линии предков европейских кроманьонцев и жителей Восточной Азии разделились с предками будущего населения Папуа — Новой Гвинеи около 51,2–46,2 тысячи лет назад. От неандертальцев и денисовцев эти люди получили заметную примесь примерно 52 и 31,2 тысячи лет назад соответственно. Об этом сообщается в препринте, выложенном на сайте bioRxiv.org.

По современным представлениям между 65 и 50 тысячами лет назад люди современного анатомического типа впервые достигли доисторического материка Сахул, который в то время объединял Австралию, Новую Гвинею и Тасманию. Одними из потомков этих первопоселенцев стали многочисленные народы, известные сегодня под собирательным названием папуасы.

Генетические исследования папуасских популяций показали, что, помимо неандертальской примеси, в их генофонде присутствует заметный вклад от денисовцев, в чем они похожи на австралийских аборигенов или филиппинских аэта. Кроме того, ученые отмечали, что, возможно, вышедшие из Африки предки современных папуасов смешивались с потомками более ранней волны миграции сапиенсов.

Чтобы уточнить генетическую историю коренного населения Папуа — Новой Гвинеи, Маюх Мондал (Mayukh Mondal) из Кильского университета совместно с коллегами из Бельгии, Италии, Франции и Эстонии проанализировал 249 ранее опубликованных папуасских геномов. Ученые не нашли заметной примеси от потомков более ранней волны миграции сапиенсов в генофонде этих людей. Однако они описали историю того, когда предки папуасов отделились от остальных евразийцев и смешивались с архаичными людьми.

Так, по данным исследователей, предки папуасов и других евразийцев отделились от африканских популяций, которые в модели представлены группой народов йоруба из Западной Африки (большинство из них проживают в современной Нигерии), около 62,4 тысячи лет назад, а примерно через десять тысяч лет (около 52 тысяч лет) они смешались с неандертальцами, которые внесли в генофонд всех неафриканцев приблизительно 3,7 процента примеси.

Вскоре после этих событий линии предков европейских кроманьонцев, жителей Восточной Азии и предков папуасов разошлись. По данным ученых, первые откололись примерно 51,2 тысячи лет назад, а около 46,2 тысячи лет назад разошлись пути предков папуасов и жителей Восточной Азии. В отличие от предков последних, коренное население Папуа — Новой Гвинеи получило заметную примесь от денисовцев — примерно 3,16 процента. По оценкам исследователей, это событие произошло около 31,2 тысячи лет назад.

Кроме того, ученые оценили, какой эффективный размер популяции был у предков папуасов. После выхода из Африки она прошла через серьезное «бутылочное горлышко», когда ее эффективный размер достигал примерно 674 человек. С подобными проблемами сталкивались и предки будущих европейцев и восточных азиатов, однако эффективные размеры их популяций были выше: примерно 3512 у европейцев и 1771 у восточных азиатов.

Ранее мы рассказывали о том, как ученые исследовали костяные кинжалы папуасов, которые они делали до начала XX века. Они выяснили, что престижные предметы аборигены изготавливали из человеческих бедренных костей, а орудия для утилитарных целей — из костей казуаров.

В рационе жертвы ритуала капакоча нашли заметное количество морских водорослей