Атмосферные стирол и этилбензол повысили риск развития диабета второго типа

В этом им помогла генетическая предрасположенность

Исследование китайских ученых показало, что воздействие стирола и этилбензола из атмосферного воздуха значительно повышает риск развития сахарного диабета второго типа. Как сообщается в журнале Eco-Environment & Health, высокие уровни этих загрязнителей в воздухе связаны почти с двукратным увеличением риска развития диабета.

В 2021 году число взрослых людей, страдающих сахарным диабетом, во всем мире достигло 537 миллионов. По прогнозам, к 2030 году оно увеличится до 643 миллионов, а к 2045 году — до 783 миллионов. При этом более 90 процентов этих случаев приходится на сахарный диабет второго типа. Многочисленные эпидемиологические исследования связывают загрязнение окружающей среды с более высокой заболеваемостью диабетом второго типа. Хотя известно, что стирол и этилбензол, которые образуются при производстве полистирола и полиэтилена, выступают одними из наиболее опасных загрязнителей воздуха, их выбросы постоянно увеличиваются из-за роста производства пластмасс и других синтетических материалов. Кроме того, эти соединения присутствуют в в пищевых продуктах, табачном дыме, выхлопных газах автомобилей и дезинфицирующих средствах.

Учитывая повсеместное распространение стирола и этилбензола в окружающей среде и воздействие этих веществ на население, ученые стараются изучить потенциальные последствия для здоровья, связанные с их воздействием. Особый интерес представляет возможная роль стирола и этилбензола в развитии нарушения метаболизма глюкозы как фактора риска и предвестника сахарного диабета второго типа. В животных моделях такое воздействие приводило к повышенному риску развития диабета, однако эпидемиологических исследований на людях проводилось.

Группа ученых под руководством Чэнь Вэйхун (Weihong Chen) из Хуачжунского университета науки и технологий провела проспективное когортное исследование, чтобы оценить связь между воздействием стирола и этилбензола и заболеваемостью сахарным диабетом второго типа среди городского населения в Ухане и Чжухае. Кроме того, исследователи оценивали вклад генетической предрасположенности в развитие диабета второго типа. Воздействие стирола и этилбензола оценивалось по концентрации миндальной и фенилглиоксиловой кислоты в моче. Оценка генетического риска проводилась с помощью экстракции ДНК из цельной крови и ее дальнейшего генотипирования.

В исследовании приняли участие 2219 человек, доля мужчин составила 30,91 процента, средний возраст — 53,62 года, а средний индекс массы тела — 24,25 килограмма на квадратный метр. По мере повышения уровней воздействия стирола и этилбензола наблюдались значительные положительные тенденции в отношении возраста и доли пьющих и курящих, участников с более низкими образовательными достижениями и лиц с семейным анамнезом диабета. После корректировки ковариат ученые обнаружили значительные положительные связи между концентрациями метаболитов стирола и этилбензола и распространенностью диабета второго типа.

Каждое увеличение уровня метаболитов стирола и этилбензола на одну единицу по логарифмической шкале повышало риск развития диабета второго типа на 45,5 процента. В ходе лонгитюдного анализа у пациентов с самым высоким уровнем воздействия стирола и этилбензола рик развития диабета второго типа повышался на 93 процента. Стратифицированный анализ показал, что возраст, пол, индекс массы тела, статус курения, употребление алкоголя, физическая активность, уровень образования, годовой доход семьи или город проживания существенно не изменяли эту взаимосвязь.

При перекрестном анализе участники с высокими концентрациями метаболитов стирола и этилбензола в моче и высоким генетическим риском развития диабета второго типа показали значительно повышенный риск развития диабета второго типа по сравнению с участниками с низким показателем воздействия загрязнителей и низким генетическим риском (отношение рисков 3,182). В ходе лонгитюдного анализа участники с высоким уровнем воздействия стирола и этилбензола и низким генетическим риском также имели значительно повышенный риск развития диабета второго типа (относительный риск 2,186).

По данным автором исследования, механизмы, лежащие в основе обнаруженных связей, остаются не до конца изученными. В животных моделях воздействие стирола и этилбензола было связано с дозозависимым увеличением активных форм кислорода и перекисного окисления липидов. Кроме того, воздействие загрязнителей может влиять на активацию ферментов, участвующих в глюконеогенезе. Во всяком случае, результаты этого исследования могут быть использованы для разработки превентивных стратегий, направленных на борьбу с диабетом второго типа.

Впрочем, риск развития диабета может вырасти и по другим причинам. Недавно мы рассказывали, что потребление мяса повышает риск развития сахарного диабета второго типа.

Эксперты предсказали 39 миллионов смертей от антибиотикоустойчивости с 2025 по 2050 год