В первой фазе клинических испытаний
Американские и датские исследователи сообщили об успехе первой фазы клинических испытаний препарата амикретина для перорального приема у пациентов с избытком массы тела или ожирением без сахарного диабета. Через 12 недель приема в максимальной дозе он снижал массу эффективнее, чем семаглутид. Доклад об этом был представлен на конференции Европейской ассоциации по изучению диабета EASD 2024.
Все препараты для снижения массы тела из группы агонистов рецепторов глюкагоноподобного петида-1 (ГПП-1) вводятся инъекционно подкожно, единственное исключение представляет собой таблетированная форма семаглутида (Rybelsus). Амикретин (NNC0487-0111) служит одновременно агонистом рецепторов к ГПП-1 и амилину — таким образом, по механизму действия он схож с комбинацией семаглутида и кагрилинтида, которая в испытаниях демонстрировала эффективность, сопоставимую с агонистом ГПП-1 и глюкозозависимого инсулинотропного полипептида (ГИП) тирзепатидом. Экспериментальный пептидный препарат может назначаться инъекционно или перорально.
Агнес Гасиорек (Agnes Gasiorek) из компании Novo Nordisk с коллегами из Дании и США провела первые одноцентровые двойные слепые рандомизированные плацебо-контролируемые испытания амикретина в форме таблеток. В них приняли участие 124 пациента с избытком массы тела или ожирением (индекс массы тела 25,0–39,9 килограмма на метр в квадрате). 95 из них принимали внутрь возрастающие дозы активного препарата, остальные 29 — плацебо. Результаты оценивали через 12 недель.
К концу курса терапии среднее снижение массы тела участников при приеме 50 миллиграмм амикретина в день составило 10,4 (стандартное отклонение 4,6) процента, 100 (50 дважды в день) миллиграмм — 13,1 (стандартное отклонение 4,8) процента, а плацебо — 1,1 (стандартное отклонение 2,6) процента (p < 0,0001 для обеих доз активного препарата). Это значительно более выраженный эффект, чем полученный в клинических испытаниях семаглутида — в них масса тела участников снижалась в среднем на шесть процентов к 12 неделе и 14,9 процента к 68 неделе лечения.
Большинство выявленных побочных эффектов амикретина были мягкими или умеренными и касались желудочно-кишечного дискомфорта (преимущественно тошноты и рвоты) и резкого снижения аппетита. Они возникали дозозависимо с низкой переносимостью при однократном назначении в дозе 18 и более миллиграмм и десятидневном — в дозе 12 и более миллиграмм, однако при постепенном наращивании дозы до 50 миллиграмм дважды в день обладали приемлемой безопасностью и переносимостью.
Таким образом, ежедневный пероральный прием амикретина обладает адекватным профилем безопасности и приводит к значительному снижению массы тела. Поскольку оно не достигло плато через 12 недель терапии, можно ожидать дальнейшего ее уменьшения при более длительном курсе, заключают авторы работы. Они добавили, что в настоящее время ведется планирование более масштабных и длительных испытаний препарата.
Препараты, действующие на ГПП-1 одновременно с другими рецепторами, имеют клинический потенциал, который не ограничивается только лечением сахарного диабета второго типа и снижением массы тела. Так, например, клинические испытания агониста ГПП-1 и глюкагона сурводутида показали, что он эффективно уменьшает проявления связанных с метаболической дисфункцией стеатогепатита и фиброза печени.
Подобную глобальную оценку провели впервые
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) провели оценку по всем регионам и представили список из 17 патогенов, разработка и внедрение вакцин от которых представляет собой первоочередную задачу. Публикация об этом появилась в журнале eBioMedicine, основные ее тезисы изложены в пресс-релизе организации.