В мультицентровых клинических испытаниях
Немецкие и шведские исследователи провели клинические испытания и выяснили, что противоэпилептический препарат сультиам значительно уменьшает проявления синдрома обструктивного апноэ во сне. Доклад был представлен на конгрессе Европейского респираторного общества ERS 2024, его содержание приводится в пресс-релизе организации.
Синдром обструктивного апноэ во сне характеризуется эпизодами полного или частичного перекрытия верхних дыхательных путей и длительными (более 10 секунд) перерывами вентиляции легких во время сна. Это приводит к уменьшению насыщения крови кислородом или пробуждению. Другие симптомы включают громкий прерывистый храп, слышимые со стороны длительные паузы в дыхании и чрезмерную дневную сонливость.
Из-за этого заболевания сон становится прерывистым и не приносит достаточного восстановления; кроме того, оно негативно отражается на сердечно-сосудистом и психическом здоровье, риске рака, качестве жизни и безопасности при вождении автомобиля или работе, требующей высокой концентрации внимания. Основными методами лечения в настоящее время служат СИПАП-терапия и некоторые виды ночных кап (ротовых аппликаторов).
Ян Хеднер (Jan Hedner) из Гётеборгского университета с коллегами из Германии и Швеции провели в 28 клинических центрах пяти европейских стран двойные слепые рандомизированные плацебо-контролируемые испытания сультиама — антиконвульсанта из группы ингибиторов карбоангидразы, который стимулирует мышцы верхних дыхательных путей. В них приняли участие 298 пациентов с обструктивным апноэ во сне, которые не соглашались использовать или не переносили СИПАП-терапию или ночные капы. Их средний возраст составил 56,1 года; индекс массы тела — 29,1 ± 3,3 килограмма на метр в квадрате; 26,2 процента были женщинами.
Участникам случайным образом назначили перорально 100, 200 или 300 миллиграмм активного препарата в день или плацебо в течение 15 недель. Оценку течения заболевания проводили методом полисомнографии дважды перед курсом лечения и по разу на 4, 12 и 15 неделе терапии. На исходном уровне индекс апноэ-гипопноэ со снижением сатурации на три и более процента или связанными с апноэ пробуждениями (AHI3a) составлял в среднем 29,0 ± 9,5 эпизода в час.
К 15 неделе терапии AHI3a при приеме 100, 200 и 300 миллиграмм сультиама снизился соответственно на 17,8 (p < 0,05); 34,8 (p < 0,0001) и 39,9 (p < 0,0001) процента. Также было выявлено с поправкой на плацебо-эффект дозозависимое снижение индекса апноэ-гипопноэ со снижением сатурации на четыре и более процента (AHI4) на 47,1 процента. При приеме 200 и 300 миллиграмм активного вещества средний показатель насыщения крови кислородом в течение ночи улучшился соответственно на 0,95 и 0,87 процента (p < 0,0001). Также улучшились показатели пробуждений, качества сна и дневной сонливости; на макроструктуру сна лечение не влияло. Переносилось оно хорошо, серьезных побочных эффектов не было.
Таким образом, прием сультиама существенно улучшил состояние пациентов с синдромом обструктивного апноэ во сне, что позволяет перейти к клиническим испытаниям третьей фазы, заключают авторы работы.
Ранее австралийские исследователи в пилотных испытаниях показали, что уменьшить количество приступов ночного апноэ может использование назального спрея с ингибитором калиевых каналов TASK-1 и TASK-3.
Исследование проводили в Дании
Кристина Лаугесен (Kristina Laugesen) из Орхусского университета с коллегами из Дании и Великобритании провела популяционное когортное исследование и выяснила, что назначение глюкокортикоидов при беременности связано с повышенным риском некоторых психических расстройств у ребенка при достижении 15 лет. В анализ вошли более чем 1,06 миллиона детей (52 процента — мальчики), родившихся в Дании с 1996 по 2016 год, в том числе почти 290 тысяч — у матерей с аутоиммунными или воспалительными заболеваниями и более 31,5 тысячи — при риске преждевременных родов. Наблюдение продолжали до конца 2018 года. 15-летний риск развития различных психических расстройств при наличии или отсутствии внутриутробного воздействия глюкокортикоидных препаратов у потомства матерей со схожими заболеваниями рассчитывали методом Каплана — Мейера. Результаты опубликованы в журнале JAMA Network Open.