Новозеландские трюфели стали разноцветными ради моа и какапо

Грибы развили яркую окраску для привлечения распространяющих их споры птиц

Ученые разобрались, почему многие виды новозеландских трюфелей производят яркоокрашенные плодовые тела: красные, розовые, фиолетовые и синие. Как отмечается в статье для журнала Scientific Reports, данная черта, скорее всего, развилась для привлечения птиц (например, вымерших моа или нелетающих попугаев какапо) — основных распространителей спор этих грибов. Для сравнения, в большинстве других регионов мира трюфели расселяются за счет млекопитающих — поэтому они окрашены в скромные цвета, но издают сильный запах.

Трюфелями собирательно называют многие виды грибов, которые производят подземные плодовые тела с заключенными внутри них спорами. К их числу, в частности, относятся популярные среди гурманов настоящие трюфели (Tuber). В отличие от грибов, чьи плодовые тела развиваются над поверхностью земли, трюфели не могут распространять споры по воздуху с помощью ветра. Вместо этого они полагаются на помощь животных. Млекопитающие, а также насекомые и некоторые другие беспозвоночные находят и поедают плодовые тела трюфелей и разносят их споры на значительные расстояния.

Обычно трюфели привлекают распространителей спор с помощью сильного запаха. Однако из данного правила есть исключения. Например, в умеренных лесах Чили важную роль в расселении этих грибов играют воробьинообразные птицы, которые поедают их плодовые тела, после чего выводят споры из организма с пометом. Так как обоняние у пернатых обычно довольно слабое, заинтересовать их запахом было бы непросто. Поэтому чилийские трюфели обзавелись яркоокрашенными плодовыми телами, которые благодаря сходству с плодами местных растений с большей вероятностью заинтересуют птиц. Для сравнения, у трюфелей, распространяемых млекопитающими и беспозвоночными, плодовые тела, как правило, отличаются скромной коричневой расцветкой.

Команда экологов под руководством Эми Брантон-Мартин (Amy Brunton-Martin) из Оклендского университета предположила, что трюфели привлекают птиц с помощью визуальных подсказок не только в Чили. Исследователи обратили внимание, что в Новой Зеландии большинство аборигенных видов этих грибов также производят яркие плодовые тела, которые зачастую не скрыты под землей, а возвышаются над лесной подстилкой. Поскольку до появления людей на архипелаге отсутствовали наземные млекопитающие (за исключением трех видов летучих мышей), а их ниши занимали птицы, рептилии и беспозвоночные, логично предположить, что местные трюфели адаптировались к расселению с помощью пернатых. В пользу данной идеи также говорят результаты исследований, согласно которым некоторые новозеландские птицы, а именно вымершие моа (Dinornithiformes) и находящиеся под угрозой исчезновения какапо (Strigops habroptila), любили полакомиться грибами.

Чтобы проверить гипотезу об адаптациях новозеландских трюфелей к расселению птицами, Брантон-Мартин и ее коллеги обратились с литературным данным. Они собрали и проанализировали сведения о строении плодовых тел у 479 видов трюфелей из Новой Зеландии, Австралии, Южной, Центральной и Северной Америки, Азии, Африки и Европы. В результате выяснилось, что в большинстве регионов мира эти грибы отличаются скромной коричневой или бежевой окраской. Лишь в Латинской Америке, Австралии и Новой Зеландии было отмечено высокое цветовое разнообразие трюфелей. Здесь встречаются виды с красными, розовыми, синими и фиолетовыми плодовыми телами.

Согласно дополнительному анализу, вероятность обладания яркими плодовыми телами у трюфелей сокращается с увеличением географической широты. При этом в Новой Зеландии она намного выше, чем в большинстве регионов за исключением Латинской Америки и Восточной Азии с островами Тихого океана. Эти выводы подтвердились и для ограниченной выборки, в которую включили только виды с надземными плодовыми телами. Для Латинской Америки и Новой Зеландии исследователи также выявили положительную корреляцию между вероятностью местных трюфелей обладать яркими плодовыми телами и видовым богатством плодоядных птиц. Впрочем, в Австралии взаимосвязь между этими показателями оказалась отрицательной.

Таким образом, Брантон-Мартин и ее соавторы подтвердили, что яркоокрашенные трюфели действительно встречаются в Новой Зеландии чаще, чем в большинстве других регионов мира. На следующем этапе исследователи попытались выяснить, какие факторы влияют на характеристики плодовых тел этих грибов в пределах данного архипелага. В результате выяснилось, что обилие питающихся плодами птиц и обилие деревьев повышают вероятность, что у новозеландских трюфелей будут яркие плодовые тела (в том числе надземные). Впрочем, данная вероятность максимальна, когда плодоядные птицы многочисленны, а деревьев, наоборот, немного (возможно, в таких местах у пернатых меньше альтернативных источников пищи, а трюфели лучше заметны). Абиотические факторы оказывают намного меньшее влияние на характеристики трюфелей. На участках с теплым климатом яркие плодовые тела, в том числе надземные, встречаются у этих грибов реже, а в регионах с высоким уровнем осадков они реже развивают надземные плодовые тела. При этом, вопреки ожиданиям авторов, уровень ультрафиолетового излучения не оказывает влияния на особенности плодовых тел трюфелей.

Результаты исследования свидетельствуют в пользу идеи, согласно которой яркая окраска новозеландских трюфелей связана с необходимостью привлекать распространяющих из споры птиц. Однако авторы отмечают, что тема заслуживает дальнейшего изучения. Например, ученым только предстоит установить, сохраняют ли споры новозеландских трюфелей жизнеспособность, пройдя через кишечник местных пернатых. Также остается неясным, насколько хорошо этим грибам удается выживать после того, как люди истребили или поставили на грань вымирания многих птиц Новой Зеландии.

Недавно мы рассказывали о том, как микологи переоткрыли в чилийских лесах гриб Austroomphaliaster nahuelbutensis. Ранее он был известен по единственной встрече в 1982 году. Исследователи обнаружили несколько подходящих под описание плодовых тел в мае 2023 года, а спустя год генетический анализ подтвердил их видовую принадлежность.

Пауки-птицееды ужились с лягушками и змеями