Потенциально патогенные мутации гена транстиретина затронули каждого тысячного

И нарушили строение левого желудочка

Анализ данных британского биобанка показал, что распространенность потенциально патогенных мутаций гена транстиретина составляет 0,1 процента. При этом экспрессия этих вариантов в сердце связана с изменением массы левого желудочка и нарушениями проводимости и может приводить к сердечной недостаточности и фибрилляции предсердий. Результаты исследования опубликованы в JAMA Cardiology.

Белок транстиретин отвечает за транспорт тироксина и ретинола. При расщеплении его тетрамеров на олигомеры может происходить их неправильная полимеризация в амилоидные отложения, которые накапливаются в сердце, периферических нервах и других тканях, что приводит к транстиретиновому амилоидозу. Этот процесс может происходить из-за патогенной вариации в гене транстиретина, приводящей к нестабильности тетрамера. Описано более 130 амилоидогенных миссенс-вариантов гена транстиретина, которые ассоциированы с различными фенотипами — нейропатические, сердечные или смешанные.

Известно, что распространенность кардиомиопатии, связанной с амилоидогенными вариантами гена транстиретина, высока среди чернокожих и в некоторых группах населения Португалии, Швеции и Японии. Однако частота встречаемости других, потенциально патогенных для сердца вариантов этого гена остается неизвестной.

Поэтому группа ученых под руководством Нэй Онг (Nay Aung) из Лондонского университета королевы Марии изучила распространенность потенциальных патогенных вариантов гена транстиретина в популяции британского биобанка. Общая выборка исследования включала 469789 человек. Средний возраст участников исследования составил 56,5 года. Частота потенциально патологических вариантов гена транстиретина составила 0,1 процента. Участники с потенциально патогенными вариантами гена были моложе и с большей вероятностью имели африканское происхождение. Основным патогенным вариантом гена транстиретина оказался Val142Ile, на него приходилось 77,6 процента патогенных вариантов.

Участники с потенциально патогенными вариантами транстиретина имели более высокий индекс массы миокарда левого желудочка (p = 0,001) и более толстую стенку левого желудочка (p = 0,001) после корректировки на возраст, пол, индекс массы тела и сердечно-сосудистый риск. При этом в ходе многофакторных скорректированных анализов носительство патогенных вариантов гена транстиретина не было связано с функциональными показателями левого желудочка. Однако носительство патогенных вариантов оказалось связано с удлинением интервала PR (p = 0,005).

В течение 12-летнего периода наблюдения у 26040 участников (5,6%) наблюдались приступы фибрилляции предсердий, у 17010 развились нарушения проводимости, у 10547 — сердечная недостаточность, а 32317 умерли. После корректировки на возраст, пол, индекс массы тела и сердечно-сосудистые факторы риска участники с патогенными вариантами имели более высокий риск развития сердечной недостаточности (отношение рисков 2,68; p < 0,001), нарушений проводимости (относительный риск 1,88; p = 0,003).

По мнению врачей, хотя в этом исследовании изучалась распространенность менее патогенных вариантов транстиретина, частота их встречаемости и фенотип их проявлений может служить важным прогностическим критерием развития сердечно-сосудистых заболеваний и болезней белкового обмена.

Ранее мы рассказывали, что в спинномозговой жидкости людей с депрессией наблюдается меньшая концентрация транстиретина.

Риск новых опухолей при CAR-T оказался сопоставим с обычной противораковой терапией