По данным британского фармаконадзора за 62 года
Эмма Магаверн (Emma Magavern) из Лондонского университета королевы Марии с коллегами проанализировала данные регистров британского фармаконадзора и пришла к выводу, что всего три гена отвечают за три четверти предотвратимых побочных эффектов лекарственных препаратов. В анализ вошли почти 1,35 миллиона сообщений о побочных эффектах лекарств, связанных с 2,5 тысячи веществ, с 1963 по 2024 год. Его результаты опубликованы в журнале PLoS Medicine.
Загрузка галереи
По оценке исследователей, девять процентов изученных побочных эффектов можно было бы предотвратить, прописывая лекарства на основании фармакогеномного анализа. При этом 75 процентов из них были обусловлены всего тремя генами, отвечающими за метаболизм и транспорт препаратов — CYP2C19, CYP2D6 и SLCO1B1. 47 процентов фармакогеномно предотвратимых побочных эффектов пришлось на лекарства для лечения психиатрических заболеваний, 24 процента — сердечно-сосудистых.
Статистику собирали в Великобритании
Мишель Камп (Michelle Kamp) из Лондонского королевского колледжа с коллегами провела ретроспективное исследование и пришла к выводу, что около 75 процентов пациентов с большим депрессивным расстройством, принимавших антидепрессанты, ощутили их положительный эффект. В анализ вошли более 19,5 тысячи пациентов с большой депрессией из репозитория UK Biobank, которые когда-либо в жизни принимали хотя бы один из четырех распространенных ингибиторов обратного захвата серотонина: циталопрам, флуоксетин, пароксетин или сертралин. Отвечая на опросник по психическому здоровью, они сообщали субъективные ощущения от этого опыта; исследователи оценивали сопутствующие эффекту факторы. Результаты опубликованы в журнале Psychological Medicine.