Это поможет повысить проходимость транспортных средств
Инженеры из Южной Кореи разработали безвоздушное колесо переменной жесткости, которое может адаптироваться к различным типам поверхностей. Колесо переключается между двумя состояниями: жестким для быстрого движения по ровной поверхности, и деформируемым для преодоления препятствий. Жесткость регулируется с помощью кевларовых нитей, которые соединяют ступицу со звеньями цепи, расположенной по окружности колеса и выполняющей роль обода. При увеличении натяжения нитей колесо принимает фиксированную круглую форму, а при снижении натяжения легко деформируется, помогая транспортному средству преодолевать препятствия. Результаты опубликованы в журнале Science Robotics.
Благодаря своей простоте и энергоэффективности колеса широко применяются в транспорте и робототехнике. Однако у колесного привода есть существенный недостаток: он хорошо проявляет себя на ровной твердой поверхности, позволяя развивать высокую скорость, но плохо справляется со сложным рельефом, особенно с препятствиями большого размера. Чтобы компенсировать этот недостаток, инженеры разрабатывают новые типы подвесок, пытаются совместить колесо с гусеничным приводом, а также создают гибриды механизмов передвижения, устанавливая, например, колеса на ноги роботов.
Еще один вариант решения этой проблемы предложили южнокорейские инженеры под руководством Сон Сон Хёка (Sung-Hyuk Song) из Корейского института машиностроения и материалов. Они разработали безвоздушное колесо с регулируемой жесткостью, конструкция которого вдохновлена поверхностным натяжением в жидкостях. Дело в том, что молекулы на поверхности водяной капли испытывают силы притяжения со стороны молекул, находящихся внутри. Возникающие при этом силы стремятся минимизировать площадь поверхности жидкости, и она старается принять форму сферы — наиболее энергетически выгодной конфигурации.
В колесе, созданном южнокорейскими инженерами, роль молекул жидкости на поверхности играет гибкий обод, который состоит из множества сегментов, соединенных друг с другом в цепь. Каждое звено имеет выступ на одной стороне, а также эллиптическое отверстие, в который вставляется соединительный штифт. Такая конструкция позволяет изменять расстояние между звеньями в зависимости от направления их поворота относительно друг друга. Пространство между ободом и ступицей колеса заполнено мягким материалом, например, поролоном или сотовой структурой из полиуретана. Задача этой структуры — поддерживать начальную форму колеса, но при этом легко деформироваться при наезде на препятствия. Центральный элемент — ступица — состоит из передней и задней частей, зазор между которыми можно регулировать.
От ступицы ко всем звеньям цепи на ободе протянуты спицы из кевларовых нитей. Один из концов каждой спицы прикреплен к одному из звеньев обода с одной стороны, а другой проходит через обе части ступицы и фиксируется на противоположной стороне того же звена. Таким образом, изменение зазора между двумя частями ступицы позволяет увеличивать или уменьшать натяжение всех спиц одновременно. Сильное натяжение приводит к тому, что звенья обода плотнее прижимаются друг к другу. В этом случае колесо становится жестким и может двигаться на высокой скорости по ровной поверхности. А при слабом натяжения силы между звеньями ослабевают, и колесо становится более податливым и легко деформируется даже под весом транспортного средства, а также при наезде на препятствия, что позволяет колесу легче преодолевать неровности. Во многом это напоминает работу пневматических шин, в которых снижение давления приводит к деформации и увеличению площади контакта колеса с поверхностью.
Чтобы продемонстрировать работоспособность колеса, разработчики провели серию экспериментов с двумя типами транспортных средств. Первое — четырехколесный ровер, каждое из колес которого имеет индивидуальную регулировку жесткости. В качестве поддерживающей структуры использовалась губка, поскольку масса устройства была небольшой. Ровер успешно преодолевал большие камни неправильной формы, а также ступеньки высотой 180 миллиметров, что в 1,2 раза превышает радиус его колес.
Вторым транспортным средством стала двухколесная самобалансирующаяся инвалидная коляска массой около 120 килограмм. Из-за большой массы в качестве поддерживающей структуры использовалась сотовая конструкция из полиуретана, обладающая большей жесткостью. Коляска с колесами переменной жесткости успешно преодолевала бордюры, ступеньки и другие неровности, а также могла двигаться с большой скоростью по ровной поверхности.
В будущем разработчики планируют добавить колесам защиту в виде надеваемых поверх гибких кожухов. Они помогут предотвратить попадание грязи и песка в элементы конструкции колеса, снизив его износ и повысив надежность.
Инженеры из Осакского университета использовали натяжение тросов, играющих роль спиц в колесе робота, для того, чтобы заставить его двигаться. Встроенный двигатель периодически попарно стягивает тросы, изменяя тем самым форму колеса.
Производитель сервисных роботов PUDU показал гуманоидного робота собственной разработки
Китайская робототехническая компания PUDU Robotics представила полноразмерного человекоподобного робота PUDU D9 собственной разработки. Робот имеет рост 170 сантиметров, массу 65 килограмм и ходит со скоростью до двух метров в секунду, сообщается в пресс-релизе компании.