Дождевые черви не смогут прокормить человечество в случае ядерной войны

Сбор этих беспозвоночных будет слишком трудоемким и дорогостоящим

После ядерной войны человечеству не удастся прокормить себя, питаясь дождевыми червями. К такому выводу пришли исследователи из Новой Зеландии, Польши и США. По их оценкам, хотя на Земле обитает достаточно дождевых червей, чтобы обеспечивать все человечество белком на протяжении 1310 дней и энергией на протяжении 220 дней, их добыча будет слишком трудоемкой, дорогостоящей и неэффективной по сравнению с другими способами производства пищи. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Biomass.

Даже локальный ядерный конфликт приведет к выбросу в атмосферу большого количества сажи и других твердых частиц. В результате приток солнечного света к земной поверхности уменьшится, что спровоцирует падение среднемировой температуры на несколько градусов и угнетение фотосинтеза, в том числе у культурных растений. В сочетании с массовым разрушением инфраструктуры это станет серьезным ударом для сельского хозяйства. По некоторым оценкам, ядерная война сократит производство пищи на суше на 90 процентов. К похожему эффекту способен привести и масштабный природный катаклизм, например, падение астероида или извержение супервулкана.

Ученые давно пытаются выяснить, есть ли способы прокормить население Земли в условиях голода, вызванного ядерным конфликтом или аналогичной по последствиям природной катастрофой. Например, в начале этого года было опубликовано исследование, согласно которому при подобном развитии событий выращивание водорослей сможет обеспечить человечество почти половиной необходимой пищи. А вот на рыбу рассчитывать не стоит: биологические ресурсы океана слишком истощены чрезмерным выловом, чтобы прокормить людей после краха сельского хозяйства.

Команда специалистов, которую возглавил Джеймс Малхолл (James Mulhall) из некоммерческой организации Alliance to Feed the Earth in Disasters, решила оценить еще один потенциальный источник пищи для человечества после ядерной катастрофы — дождевых червей (Lumbricina). Эти беспозвоночные питаются опавшими листьями и другими отмершими частями растений, поэтому логично предположить, что они смогут пережить временный дефицит солнечного света. Кроме того, во многих регионах люди уже сейчас едят дождевых червей или кормят ими домашних животных.

На первом этапе Малхолл и его коллеги рассчитали примерную биомассу всех дождевых червей на Земле. Согласно предыдущим исследованиям, в одном квадратном метре почвы в среднем насчитывается 51 грамм сырой биомассы этих беспозвоночных. При этом площадь территорий, которые подходят для дождевых червей и их добычи людьми, составляет 10,3 миллиарда гектаров. Совместив два этих числа, авторы пришли к выводу, что сырая биомасса червей, которую при необходимости можно использовать в пищу, равна 5,3 миллиарда тонн. Это соответствует 900 миллионам тонн сухой биомассы, 540 миллионам тонн белка и 3,65 × 1015 килокалорий.

Таким образом, на Земле существует достаточно дождевых червей, чтобы удовлетворить потребности восьми миллиардов человек в белке на протяжении 1310 дней и в энергии — на протяжении 220 дней. Тем не менее оставалось неясным, будет ли их добыча достаточно эффективной. Малхолл с соавторами проанализировали четыре основных способа сбора червей. Самый простой из них, ручное или механическое просеивание выкопанной почвы, оказался слишком трудоемким. По оценкам исследователей, чтобы обеспечить одного человека суточной нормой белка, пришлось бы просеять по меньшей мере 5120 килограмм почвы. С учетом возможностей современных сепараторов почвы, на каждые пять человек должно приходиться по меньшей мере одно такое устройство; причем их необходимо будет регулярно заполнять огромными объемами почвы. Это выглядит нереалистичным в условиях масштабного разрушения инфраструктуры после ядерной войны. Другой физический метод, выманивание червей с помощью вибраций (так называемое заклинание червей), кажется более перспективным, но данных о его эффективности слишком мало для однозначных выводов.

Дождевых червей также можно выманивать из почвы, нанося на ее поверхность различные химические вещества: бытовые моющие средства, формальдегид, перманганат калия, горчичный или луковый раствор и аллилизотиоцианат. Однако, по мнению исследователей, ни одно из них не подойдет для масштабной добычи этих беспозвоночных. Моющие средства обеспечивают слишком низкий выход червей; формальдегид является канцерогеном; перманганат калия приводит к быстрому распаду выбравшихся на поверхность червей; использование раствора лука и горчицы требует слишком большого объема этих растений, которые к тому же разумнее использовать в пищу; а масштабное производство аллилизотиоцианата невозможно без развитой химической промышленности. Последний способ, которому уделили внимание авторы, представляет собой выманивание червей за счет пропускания электрического тока через почву. Оказалось, что в масштабах всей планеты он будет непомерно дорогим. Исключения составляют лишь отдельные области с низкой стоимостью рабочей силы и высокой биомассой червей, например, некоторые регионы Китая, России, Казахстана и Украины.

Дополнительной проблемой для масштабной добычи червей могут стать климатические изменения, вызванные ядерным конфликтом. В некоторых регионах, где биомасса этих беспозвоночных особенно велика, включая Канаду, Восточную и Центральную Азию, станет слишком холодно для их эффективного сбора. При этом в случае сокращения количества осадков активность червей снизится, что дополнительно осложнит добычу. Авторы также отмечают, что употребление дождевых червей может быть вредным для здоровья из-за накопления в их телах различных химических веществ и возможности заразиться бактериальными, паразитарными и иными инфекциями. А массовое изъятие этих беспозвоночных из экосистем помешает восстановлению сельского хозяйства в будущем. Таким образом, хотя дождевые черви в теории могут обеспечить человечество достаточным количеством белка и энергии сразу после ядерного катаклизма, этот источник пищи нельзя назвать устойчивым в масштабах планеты из-за трудоемкости, неэффективности и высокой стоимости добычи и потенциальных рисков для здоровья. Более разумным будет обратиться к другим способам производства пищи, например, выращиванию насекомых и водорослей или химическому синтезу.

Возможно, дождевые черви не спасут человечество в случае ядерной катастрофы. Однако в наши дни они помогают выращивать культурные растения, обеспечивая до 6,5 процента глобального урожая зерновых и до 2,3 процента урожая бобовых. Суммарно это соответствует примерно 144 миллионам тонн продукции ежегодно.

Камера-ловушка запечатлела детеныша редкого квинслендского вомбата