Людей гейдельбергских из пещеры Ароэйра назвали охотниками на оленей и лошадей

Эти архаичные люди жили около 400 тысяч лет назад

Испанские и португальские ученые исследовали кости и зубы животных, обнаруженные на стоянке людей гейдельбергских в пещере Ароэйра. Они определили, что памятник представлял собой базовый лагерь охотников, живших на Пиренейском полуострове около 400 тысяч лет назад. Основной добычей этих людей, судя по находкам, выступали различные олени и лошади. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Archaeological and Anthropological Sciences.

В центральной части Португалии находится пещера Ароэйра — важный археологический памятник, в котором сохранились культурные слои нижнего, среднего и верхнего палеолита, а также более поздних эпох. В самых древних слоях этой пещеры археологи обнаружили стоянку людей гейдельбергских (Homo heidelbergensis), которые посещали ее около 436–390 тысяч лет назад. Помимо двух зубов представителей этого вида, исследователи раскопали в ней часть черепной коробки с фрагментом верхней челюсти древнего гоминина, которая происходила из того же слоя, что и ашельские каменные рубила, кости и зубы животных, а также следы использования огня.

Монтсеррат Санс (Montserrat Sanz) из Барселонского университета совместно со своими испанскими и португальскими коллегами сосредоточила внимание на костях и зубах животных, найденных в 2013–2017 годах на стоянке людей гейдельбергских в пещере Ароэйра. Больше половины (58 процентов) собранной коллекции остатков млекопитающих составляли неопределимые находки. В оставшейся части преобладали остатки животных средних размеров (от 100 до 300 килограмм), на долю которых пришлось 36 процентов, и животных крупных размеров (от 300 до 1000 килограмм), доля которых составила 16,8 процента. Кроме того, в небольших количествах (четыре процента) присутствовали кости и зубы мелких млекопитающих (менее 100 килограмм) и очень крупных (более 1000 килограмм). Доля последних составила меньше одного процента.

Палеозоологи выяснили, что среди находок из пещеры Ароэйра преобладали кости и зубы различных оленей (22 процента от общего числа). Помимо них, заметное количество находок представляли собой остатки лошадей (14 процентов). Около 1,5 процента остатков ученые приписали древнему носорогу (возможно, этрусскому носорогу). Еще реже встречались остатки крупного рогатого животного, обезьяны, свиньи, бобра и черепахи. Кроме того, ученые идентифицировали 2,4 процента находок в качестве остатков плотоядных животных — медведя Денингера и рыси.

По словам исследователей, в основном остатки принадлежали взрослым особям, на которых охотились люди гейдельбергские. Лишь в одном случае они выявили кости или зубы жеребенка. На многих костях ученые заметили разнообразные антропогенные следы: порезы, сделанные каменными орудиями, следы от огня, а также переломы, говорящие о том, что люди, по-видимому, добывали костный мозг. По мнению ученых, вероятно, стоянка Ароэйра представляла собой базовый охотничий лагерь людей гейдельбергских, в который они доставляли туши добытых животных.

Примерно в то же время, когда обитатели стоянки Ароэйра добывали оленей и лошадей, люди гейдельбергские из Центральной Европы охотились и на более необычных животных. Так, ученые обнаружили на памятнике Бильцингслебен остатки бобров и трогонтериев, добытых около 400 тысяч лет назад.

В итальянском музее нашли слепки утерянных неандертальских зубов