Открытый рот «кричащей» мумии объяснили моментальным трупным окоченением

Ученые повторно изучили останки, найденные в Египте почти 90 лет назад

Египетские ученые исследовали мумию «кричащей женщины», которую много лет назад нашли в гробнице, построенной Сенмутом в эпоху Нового царства. Компьютерная томография показала, что останки принадлежали взрослой женщине, умершей в возрасте примерно 48 лет. Древние бальзамировщики не удалили ее головной мозг и внутренние органы, зато они использовали при обработке тела дорогие импортные средства: можжевеловую смолу и ладан. Кроме того, авторы статьи, опубликованной в журнале Frontiers in Medicine, выдвинули гипотезу, что широко открытый рот мумии — это результат моментального трупного окоченения.

Сенмут (Сененмут) — один из самых известных древнеегипетских чиновников и зодчих, который жил и занимал высокие посты в эпоху Нового царства, когда у власти находилась Хатшепсут — царица XVIII династии. В частности, этот человек руководил строительством прекрасного заупокойного храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, где он также устроил одну из двух своих гробниц. Вторую гробницу, возведенную Сенмутом, археологи нашли в местечке Шейх-Абд-эль-Курна, которое представляет собой одну из частей огромного Фиванского некрополя.

Во второй гробнице, исследованной в 1935–1936 годах, ученые нашли захоронения родителей Сенмута и еще шести человек, которые, возможно, были членами его семьи. В частности, одной из камер археологи обнаружили деревянный антропоморфный гроб, в котором лежала мумия безымянной взрослой женщины. Она привлекала к себе внимание исследователей в первую очередь из-за того, что у нее был широко раскрыт рот, поэтому ее прозвали «кричащей женщиной». Вместе с ее останками ученые также обнаружили два ценных артефакта: серебряное и золотое кольца со скарабеями, изготовленными из красной и зеленой яшмы.

Сахар Салим (Sahar Saleem) из Каирского университета совместно с коллегой из Министерства туризма и древностей Египта вернулась к исследованию мумии «кричащей женщины». С помощью компьютерной томографии ученые определили, что на момент смерти женщине было приблизительно 48 лет, а ее рост составлял примерно 154 сантиметра.

Палеопатологическое исследование не позволило выявить серьезных прижизненных травм или тяжелых заболеваний, а также выяснить причину, по которой она скончалась. Зато ученые выдвинули гипотезу о том, почему рот мумии широко открыт. Они предположили, что непосредственно перед смертью женщина очень сильно кричала от боли или находилась в агонии. После кончины же, вероятно, произошло моментальное трупное окоченение, которое и зафиксировало широко открытый рот.

КТ показала, что внутри мумии женщины находятся высохшие головной мозг и внутренние органы, хотя обычно бальзамировщики эпохи Нового царства удаляли большую часть из них. По мнению исследователей, можно предположить, что древние мастера, готовившие тело к погребению, просто некачественно выполнили свою работу. При этом химический анализ показал, что во время бальзамирования они использовали дорогие импортные вещества.

Так, на коже и парике ученые выявили ладан, добытый из папирусной босвеллии (Boswellia papyrifera), которая растет в Восточной Африке, в южной части Аравийского полуострова и на северо-западе Индии. Исследователи отметили, что древнеегипетские источники, относящиеся ко временам правления Хатшепсут, говорят о том, что ладан поставляли из легендарного Пунта, который ученые локализуют на востоке Африки. Кроме того, бальзамировщики использовали можжевеловую смолу, которую добывают из красноплодного можжевельника (Juniperus phoenicea). Возможно, ее привезли из Сирии или из какого-либо другого региона, расположенного в Восточном Средиземноморье.

Помимо этого, ученые изучили парик, прикрепленный к натуральным волосам женщины. Оказалось, что изготовили из растительных волокон финиковой пальмы и в косметических целях покрыли можжевеловой смолой и темным минеральным порошком, чтобы придать искусственным волосам черный цвет. На натуральных же волосах ученые обнаружили хну, которую египтяне получали из листьев лавсонии (Lawsonia). По словам исследователей, эту краску древние египтяне использовали, чтобы придать волосам живых или мертвых людей красновато-коричневый цвет.

Недавно ученые изучили останки другого человека из гробницы, построенной Сенмутом. Тогда палеопатологи исследовали останки отца древнеегипетского зодчего и пришли к выводу, что он умер в достаточно молодом возрасте и при жизни много занимался тяжелым физическим трудом.

«Круглый год: детская жизнь по календарю»